Зачем нужен тахограф на грузовой автомобиль

Кому нужно устанавливать тахограф?

Чаще и чаще автовладельцы задаются вопросом: кому надо устанавливать тахограф, а кому – нет? Ответ на этот вопрос доступно изложен в законах и законодательных актах нашей страны – приказ №36 Министерства транспорта. Известно, что Европейское соглашение о выполнении режима труда и отдыха шофера рекомендует установку этого оборудования на автомобиль. Все эти меры предпринимаются с одной целью – снизить количество аварий по причине усталости водителя.

Если раньше использовались примитивные приборы для определения скорости поездки и времени в пути, то сегодня автовладельцы могут позволить себе установку аппарата с дополнительными полезными функциями. Это настоящий помощник для современного водителя, контролирующий и фиксирующий скоростной режим, пробег, сколько часов машина движется и сколько стоит на месте.

Кому нужно устанавливать тахограф

Монтаж устройства – непростая задача, в этом деле есть много разногласий и неурядиц. Если периодически наблюдать за обновлением информации в законодательстве по этому вопросу, то все становится предельно ясным.

Перечень машин, на которые нужно установить оборудование в обязательном порядке, доступен любому заинтересованному человеку. Иначе владельцу будут предписаны штрафные санкции, размер которых колеблется от 1000 до 10 000 рублей.

  • машины, которые имеют более 8 пассажирских сидений (не считая сидения водителя);
  • если общая масса транспортного средства более 3500 килограмм;
  • авто используется для осуществления целей военнослужащих и полиции;
  • машины для перевозки и обслуживания опасных грузов.

Вот перечень кому нужно ставить тахограф в первую очередь. Если ваш автотранспорт не подходит под эти категории, то установка прибора для вас необязательная процедура.

Кому не надо ставить тахограф

Также этот список можно продолжить следующими видами машин:

  • Автомобили городского общественного транспорта: троллейбусы.
  • Автотранспорт, использующийся с целью международного сообщения с аппаратами «Европейского образца».
  • Машины военнослужащих.
  • Личные авто полиции, ФСБ, ФСИН.
  • Трактора.
  • Машины, которые «на ходу» длительное время, более 30 лет.
  • Автотранспорт автошкол.
  • ТС, необходимые для проведения дорожных испытаний.

Это далеко не весь перечень транспортных средств, предусмотрен еще один подраздел, организующий машины в группы по различным выполняемым работам:

  • Гудронаторы и краны с автоматическим механизмом управления.
  • Машины для экстренной медицинской помощи населению.
  • Эвакуаторная техника.
  • ТС для уничтожения очагов возгорания.
  • Транспортные средства для коммунальных служб и транспорт для целей нефтяных и газовых скважин.
  • Машины служб инкассации.
  • Автомобильные устройства с подъемниками и рабочими платформами.
  • Медицинские агрегаты на шасси.
  • Автолавки.
  • Микроавтобусы для целей обслуживания ритуальных услуг.
  • Автодома.
  • Машины с функцией бронирования салона.
  • Специализированные машины.
  • Грузовики категории С, которые необходимы производителям товаров сельскохозяйственного назначения.
  • Мобильные лаборатории, мастерские.
  • Подвижные машины для съемок репортажей и фильмов на колесах.

Вышеперечисленным категориям штрафные санкции при отсутствии данного устройства не выписываются.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

Грузовые автомобили

Для машин, которые выполняют функции погрузки, разгрузки и перевозки габаритных вещей, закон достаточно четко регламентирует вопрос установки устройства контроля. Если владелец средства зарегистрирован как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, то перевозка осуществляется исключительно с аппаратом. Предприимчивые бизнесмены пытаются обхитрить закон. Они оформляют авто непосредственно на шофера. Однако это не исключает риска увольнения сотрудника, тогда машина также по документам будет принадлежать ему, и он имеет полное право быть ее владельцем.

Если подытожить вышесказанное, то частному лицу устройство устанавливать совсем не обязательно.

Что касается техники, такой как самосвалы, то тут вопрос установки прибора можно понять двойственно. Казалось бы, представители ГИБДД не вправе оштрафовать автотранспорт, применяемый для целей коммунального хозяйства. Это актуально в том случае, если у транспортного средства есть специализированные дополнительные части в комплектации, например, ковш для уборки снег. Остальные машины коммунальных служб должны иметь цифровой прибор, иначе могут возникнуть неприятности при эксплуатации и с последующими проверками уполномоченными органами.

На какие машины нужно ставить тахограф при осуществлении коммерческой деятельности

Каждый год возникает множество ситуаций, когда водитель покупает личное авто и собирается осуществлять перевозку, доставку каких-либо грузов. В вопросе монтажа устройства контроля и учета государство предъявить ничего не может, однако, если шофер не зарегистрировал свою деятельность, на него уже возлагаются штрафные санкции.

Согласно приказу, запрещается вести какую-либо деятельность без государственной регистрации. Невыполнение этого требования влечет штраф в размере от 500 до 2 000 рублей.

Виды тахографов

Прежде чем отвечать на вопрос «на какие машины нужен тахограф в России», следует определиться с разнообразием этих устройств на рынке подобного оборудования. Многие сервисные центры предлагают свои услуги по продаже и установке данного прибора. Сложность заключается в том, что для большинства автомобилистов стоимость комплекта услуг по приобретению и монтажу очень высока.

Цена колеблется в пределах от 20 000 – 50 000 рублей в зависимости от модели. Плюс придется заплатить мастеру за установку. Не стоит забывать про обслуживание в течение всего срока эксплуатации. Если суммировать все расходы – получится внушительная сумма, которая не все владельцам транспортного средства по карману.

Оформить заказ — на карту для тахографа.

Есть три основных вида устройств:

  • ЕСТР – применим для международных перевозок.
  • СКЗИ – прибор, в котором информация о владельце защищена при помощи крипто-ключа – чаще всего встречается в России.
  • Без СКЗИ – аппарат без дополнительных параметров защиты.

Список тех лиц, кому ставят тахографы, обязан строго соблюдать правила эксплуатации. А именно: не передавать свой идентификационный ключ третьим лицам, при изменении личных данных своевременно заносить их в память оборудования, соблюдать установленные сроки эксплуатации.

Вопрос смены аналогового тахометра на цифровой также волнует многих водителей. На какие машины нужно установить цифровой тахограф, а не аналоговый указано в вышеупомянутом законе:

  • Если транспортное средство оснащено более 20 местами для пассажиров.
  • Грузовик массой более 15 тонн.
  • Машина для междугородных и международных перевозок.
  • Аналоговое устройство было встроено на заводе-производителе при изготовлении.
  • Монтаж был проведен до 8 ноября 2013 года.

На другие автомобили следует установить цифровую модель, чтобы избежать проблем при проверке соответствующими органами. Встроенный в аппарат чип несет в себе всю информацию как о владельце, так и о поездке в целом. Информация записывается автоматически на протяжении месяца, после она архивируется и доступна для водителя и проверяющих органов в течение года. Возможно осуществить обмен оборудования, если старые комплектующие сломались или были утеряны.

Предварительно следует ознакомиться с инструкцией по эксплуатации и правилами по режиму труда и отдыха. У каждого шофера, чей автомобиль оснащен цифровым устройством, должна быть карточка, которую перед каждым выездом необходимо установить в прибор. Те, кому ставят тахографы в автомобиль, знают о процессе проведения этой процедуры. Новички в этом деле должны быть грамотно проконсультированы сервисным инженером, отвечающим за монтаж.

Сотрудники контрольных служб проверяют не только наличие, но и остальные характеристики, определяющие успешную эксплуатацию устройства. В первую очередь все оборудование должно быть исправно, отражать корректную информацию не только о количестве времени в пути и отдыхе, но и личные персональные данные водителя. Наказуемым является не только отсутствие, но и неисправная работа аппарата.

При выборе компании по монтажу особенно важно учесть наличие этой фирмы на сайте ФБУ РОСАВТОТРАНС. Она должна быть в перечне мастерских. Если установку проводят организации, которые не имеют на это законодательных прав, то работы такого типа будут считаться незарегистрированными и повлекут за собой гарантированный штраф.

Изменения в списке тех, кому необходим тахограф

Каждый год автовладельцы становятся жертвами непроверенной и необоснованной информации о том, что установка приборов стала необязательной и система штрафов больше не актуальна. Это не так. Все ТС, не включенные в список как исключения, обязаны иметь данное устройство в комплектации авто. Иначе предусмотрен штраф для водителя. Выплачивать необходимую сумму обяжут организацию работодателя. Поэтому не стоит паниковать, если Ваша деятельность осуществляется без аппарата, об этом должен был подумать Ваш начальник.

Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!

Владельцы предприятий сами знают, кому нужно устанавливать тахограф и с какой целью. О значимых тонкостях в этом вопросе следует позаботиться заранее. Весь транспорт фирмы должен быть оборудован в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства. В первую очередь информация о неправильно эксплуатируемой технике направится в головной офис фирмы. После этого возможно увеличение проверок транспортных средств организации. Любой руководитель постарается обезопасить себя от подобных перспектив.

Теперь вопрос «на какие машины ставят тахографы» для вас уже не будет таким устрашающим. Благодаря данной статье, вы сможете не только разобраться в своей ситуации, но и оказать консультативную помощь другим категориям автомобилистов.

Тахогарфы сегодня – это качественные, достоверные помощники для любого водителя. С помощью устройства можно четко отслеживать количество часов, проведенных за рулем. Не зря европейцы активно пользуются данными таких средств для предотвращения ДТП. В России этот опыт пока не так распространен. Но в связи с увеличением вопросов по данной теме, шоферы ТС задумываются над приобретением прибора, что внушает оптимизм касательно ситуации на Российских дорогах.

Срок истек: с 1 марта все старые большегрузы в стране должны быть оборудованы тахографами

2 марта 2020 г. 13:59

С 1-го марта 2020-го года для одной из категорий граждан, в чьей собственности находятся грузовые автомобили, истек переходный период, который давался на приобретение и установку тахографов. С этого числа грузовики массой свыше 12 тонн с неопределенным экологическим классом, которые зарегистрированы на физических лиц, тоже должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ.

Напомним: до 1-го ноября 2019-го года требование о наличии тахографов СКЗИ касалось только транспорта, принадлежащего юридическим лицам и ИП. Физические лица, несмотря на то что на них зарегистрировано более половины всех имеющихся в стране грузовиков от 3,5 тонн (2,15 млн. против 2 млн.), от такой обязанности были освобождены.

Однако с 1-го ноября прошлого года условия на рынке ужесточились: всем физическим лицам, эксплуатирующим грузовые автомобили, также предписали устанавливать тахографы и соблюдать режим труда и отдыха, даже если они перевозят личные грузы для собственных нужд.

Единственное: на оснащение тахографами дали отсрочку в зависимости от массы и экологического класса транспортного средства.

Первыми, для кого она истекла, стали владельцы грузовиков категории N3 (от 12 тонн) с неопределенным экологическим классом. С 1-го марта этого года они должны ездить с тахографами СКЗИ, иначе уже могут получить штрафы.

Заметим, что на практике слова «экологический класс не определен» означают, что в документах на автомобиль его экологический класс, в принципе, не указан. А поскольку в России указывать экологический класс начали после 2010-го года, то, грубо говоря, речь идет о тяжелых грузовиках, зарегистрированных до этого времени.

Как правило, грузовики выходят с завода с установленными тахографами, а грузовики, выпускаемые сейчас в России, — с тахографами СКЗИ. Однако автомобили, произведенные до 2010-го года, устройств СКЗИ на своем «борту» точно не имеют, так как на тахографы СКЗИ в России начали переходить только с 2013-го года.

То есть, по сути, первыми отсрочку утратили именно те владельцы, которым тахографы точно нужно приобретать. При этом стоимость устройств начинается от 30 тыс. рублей.

Читайте также  Сколько стоит оформить генеральную доверенность на автомобиль

Санкции

Таким образом, с 1-го марта «физические» собственники грузовых автомобилей неопределенного экологического класса могут получить штраф за отсутствие тахографа, а также за нарушение правил его использования.

Сумма санкций для них устанавливается как для водителя и варьируется от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

При этом подчеркнем, что тахограф, который должен стоять в грузовиках, — это тахограф с блоком СКЗИ. Другие на территории России использовать нельзя, за исключением контрольных устройств ЕСТР. Последние, однако, разрешены только для перевозчиков, работающих в международном направлении.

Иными словами: даже если в автомобиле стоит тахограф, но это не тахограф СКЗИ, владелец получит штраф.

Штраф ему грозит и в том случае, если тахограф СКЗИ в автомобиле стоит, но он, например, не активирован, не работает, используется без карты водителя и пр.

Правила использования тахографов, за нарушение которых водителя могут оштрафовать на 3-5 тыс. рублей, перечислены в Приложении №3 к Приказу Министерства транспорта №36 от 13.02.2013 г.

Кроме того, «физические» собственники грузовых автомобилей должны следовать временным нормам управления автомобилем и отдыха от вождения. Эти нормы прописаны в Правилах дорожного движения, они начали действовать с 4-го января этого года.

Причем т.н. «режим труда и отдыха» должны соблюдать все водители, не работающие по найму, даже если для их грузовиков еще действует отсрочка по установке тахографов. Штраф для физических лиц составляет 1,5-2 тыс. рублей.

Для водителей, работающих по найму, а также для тех, кто зарегистрирован как ИП, режим труда и отдыха действует уже давно. Он прописан не в Правилах дорожного движения, а в Приказе Министерства транспорта №15 от 20.08.2004 г.

Отсрочка

Для остальных физических лиц, владеющих грузовиками, отсрочка на установку тахографов все еще продолжает действовать. Следующее время X наступит 1-го июня 2020-го года.

С 1-го июня этого года ездить с тахографами также должны будут грузовые автомобили массой от 12 тонн, экологический класс которых соответствует Евро-3 или ниже того.

Окончательно отсрочка перестанет действовать 1-го июня 2021-го года. С этого времени все грузовики массой от 3,5 тонн вне зависимости от того, кому они принадлежат — физическому лицу, юридическому или ИП, необходимо будет оборудовать тахографами с блоком СКЗИ.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Добрый день, уважаемый читатель.

Тахограф — специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Изначально установка тахографов преследует хорошую цель — предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье Вы узнаете:

Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов — приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами».

Для чего нужен тахограф?

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Все автомобили категории C (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие юридическим лицам и ИП;
  • Только грузовые автомобили категории С (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие физическим лицам.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы. С 1 января 2021 года данный перечень распространяется только на транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
  • Военные транспортные средства;
  • Транспортные средства, используемые в границах предприятия и не выезжающие на дороги общего пользования (с 1 января 2021 года);
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 50 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (до 1 января 2021 года — старше 30 лет, в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • Автомобили, проходящие дорожные испытания.

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

  • Автобетононасосы;
  • Автобенотосмесители;
  • Автогудронаторы;
  • Автокраны;
  • Автомобили скорой помощи;
  • Эвакуаторы;
  • Пожарные автомобили;
  • Троллейбусы;
  • Транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции (с 1 января 2021 года);
  • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • Автолавки;
  • Автобусы для ритуальных услуг;
  • Автомобили-дома;
  • Бронированные транспортные средства;
  • Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • Специальные транспортные средства (до 31 декабря 2020 года);
  • Передвижные лаборатории и мастерские;
  • Передвижные библиотеки и автосцены (с 1 января 2021 года).
  • Передвижные телевизионные студии.

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, — это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2019 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Штраф за отсутствие тахографа

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 — 5 000 рублей — для водителя.
  • 7 000 — 10 000 рублей — для должностного лица.
  • 15 000 — 25 000 — для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 — 50 000 — для юридического лица.

Введена ли отмена тахографов до 2021 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2021 или 2022 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, напишите их в комментариях.

Что такое тахограф и для чего он нужен в автомобиле

Работа водителем зачастую сопряжена с повышенными нагрузками для организма человека. Современные российские реалии вынуждают представителей этой профессии проводить за баранкой длительное время. Такой режим работы самым пагубным образом отражается на безопасности вождения и нередко приводит к печальным последствиям, как для водителя, так и для остальных участников движения.

Читайте также  Доверенность на переоформление автомобиля образец

Эта проблема, по мнению компетентных служб, должна была решиться с внедрением нового технического оснащения, обязательного для отдельно взятых категорий транспортных средств. Речь идёт о тахографе – устройстве, позволяющем отслеживать основные параметры автомобиля на протяжении всего пути следования.

Еще в 2014 вступил в силу закон, в соответствии с которым, водители ТС указанных категорий обязаны повсеместно использовать данное устройство регистрации. В случае нарушении указанного постановления, владелец ТС будет привлечен к административной ответственности.

Зачем нужен тахограф в автомобиле

Первоначально, внедрение тахографа в повседневную практику связывали с улучшением условий отдыха и труда водителей. Одна из первостепенных задач сводилась к тому, чтобы свести к минимуму статистику ДТП с участием водителей, нарушающих установленный режим.

Тем не менее, это далеко не единственное назначение представленного прибора. С его помощью становится возможным отслеживать различные важные эксплуатационные показатели.

С помощью данного бортового прибора осуществляется мониторинг:

  • нарушений ПДД;
  • следования по установленному маршруту;
  • режима труда и отдыха водителя;
  • скорости передвижения ТС.

Стоит отметить, что наличие данного устройства, по заверениям экспертов, гарантирует большую безопасность, как для водителя, так и для пассажиров. Ссылаясь на установленные правила и нормы, водитель не имеет права управлять ТС более 4 часов подряд.

Спустя положенное время, ему рекомендуется отдохнуть не менее 40 минут. Таким образом, если машина оборудована тахографом, водитель едва ли станет нарушать положенные нормы и подвергать жизни пассажиров опасности.

Кроме этого, с помощью тахографа производится отслеживание скорости движения ТС. Такая функция позволяет существенно повысить степень контроля и выявления злостных нарушителей скоростного режима.

Виды приборов

По мере появления тахографов, представленные устройства претерпевали различные изменения. Если раньше большая их часть относилась к аналоговому типу, то сейчас на смену им пришли более совершенные и компактные цифровые устройства.

Тахографы, в зависимости от способа исполнения делятся на два вида:

  • круглые (монтируются на место штатного спидометра);
  • прямоугольные (монтируются в штатное место автомагнитолы).

В настоящее время, аналоговые приборы полностью вытесняются цифровыми. Такая тенденция, прежде всего, связана с низким уровнем точности механических тахографов.

Начиная с 2016 года в России запрещается использование аналоговых тахографов любой марки. При этом под аналоговым подразумевается любой прибор, лишенный криптозащиты.

Тахографы цифрового типа прочно вошли в нашу жизнь. Они позволяют хранить большое кол-во информации, благодаря встроенному блоку памяти. Получить несанкционированный доступ к имеющейся в нём информации не представляется возможным, в связи с высоким уровнем защиты.

Любые попытки вмешаться в работу устройства влекут за собой административное наказание в виде штрафа. При работе с цифровым тахографом используется идентификационная карта. Она представляет собой пластиковый носитель личной информации водителя.

Существует 4 разновидности подобных карт:

  • персональная карта шофера;
  • специализированная карта (для сотрудников сервисных центров, обслуживающих устройство);
  • карта транспортной фирмы;
  • карта сотрудников ГИБДД (для проведения контрольных действий).

Представленные карты выдаются специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию.

Устройство и принцип работы

Тахограф, внешне, ничем не примечательный прибор, особенно в случае с прямоугольной версией. Тем не менее внутри он начинён, как говорится, по последнему слову науки и техники. Более доскональное его изучение позволяет выделить ряд его функциональных органов и узлов.

  • дисплей и клавиши управления;
  • термопринтер;
  • сканирующее устройство;
  • модем;
  • датчик перемещения.

На дисплее тахографа отображается вся необходимая информация. Клавиши предусмотрены для ввода пин-кода и активации соответствующих функций. Термопринтер выводит на бумагу все отчетные данные о поездке. Считывающее устройство служит для распознания пластиковых носителей информации.

С помощью модема реализуется функция передачи данных абоненту сети сотовой связи по GPRS. Датчик движения позволяет регистрировать данные о скорости и пройденном расстоянии.

Один из ключевых компонентов любого тахографа – блок СКЗИ. Его назначение в общих чертах сводится к зашифровыванию всех регистрирующихся данных устройства.

Кроме этого, представленное аппаратное устройство предоставляет избирательный вывод информации. Иными словами, система, в зависимости от заложенных параметров работы, определяет, какие сведенья следует выдавать в каждом конкретном случае.

Указанный прибор активируется сразу после запуска двигателя. После этого вступают в работу все системы и датчики устройства.

Правила установки

Установка тахографа осуществляется исключительно в специализированных сервисных центрах и мастерских. При этом вышеобозначенные учреждения должны иметь лицензию ФСБ и отметку Минтранса. В противном случае, велика вероятность некорректной установки указанного прибора со всеми вытекающими последствиями.

Кроме этого, в случае поломок или выхода прибора из строя, перевозчик лишается гарантийного ремонта, и устранять неисправность ему придётся из своего кармана.

Перед монтажом тахографа, необходимо в первую очередь выбрать оптимально удобное для него место. Учитывая то, что пользоваться прибором придется практически каждый день, нужно позаботиться о его доступности. Также необходимо позаботиться о его надежном креплении, чтобы исключить его поломки, вследствие падения.

Закон запрещает производить монтаж тахографа самостоятельно. Тем не менее для общего развития, будет неплохо познакомиться с некоторыми нюансами его установки.

Алгоритм монтажа тахографа выглядит следующим образом:

  1. анализируется пригодность штатного спидометра и датчика скорости автомобиля;
  2. при необходимости производится замена спидометра и датчика скорости;
  3. монтируется проводка, связывающая самописец, спидометр и датчик скорости;
  4. проверяется исправность работы регистрирующего прибора;
  5. производится активация и пломбировка прибора;
  6. производится доводка и калибровка.

Такая процедура не занимает много времени. Как правило, перевозчику придётся потратить от 2 до 4 часов.

Нормы работы и штраф за отсутствие тахографа

Нормы работы по тахографу ориентированы в первую очередь на законодательные акты, предусматривающие определенный график режима работы. Он указывает на то, что водитель не должен находиться в пути без остановки более 4 – 4,5 часа.

Норма на отдых – не менее 45 минут.

Общая продолжительность управления ТС за сутки должна составлять не более 9 часов. При этом водитель должен иметь 2 выходных дня в неделю. Что касается междугородних маршрутов, то нерабочее время в данном случае уменьшается до 9 часов.

Административное взыскание налагается на физическое лицо в виде штрафа в случае отсутствия устройства, его некорректной работы или зафиксированного нарушения. В первых двух случаях, водителю придется заплатить порядка 2 – 3 тыс. рублей. А вот работодатель, за допущение подобных нарушений может «влететь» на 7 – 10 тыс. рублей.

Обязательная установка тахографа становится неизбежной. Стоит отметить, что отношение к нему у водителей и перевозчиков вовсе не однозначное. Для кого-то данное нововведение не вызывает одобрения, а кому-то оно пришлось по душе. Так или иначе, большинство европейских стран эффективно используют тахографы на протяжении многих лет, и результаты внедрения такого новшества превзошли самые смелые ожидания.

Тахограф: особенности, принцип работы и применение устройства

Для повышения уровня безопасности пассажирских перевозок и транспортировки грузов правительство обязывает оснастить тахографами автотранспортные средства, использующиеся в коммерческой деятельности. Ниже пойдет речь о том, что такое тахограф, почему нужно заменить аналоговое оборудование цифровыми моделями, зачем необходим данный прибор. Рассмотрим так же, как работает тахограф и какие преимущества дает установка данного оборудования.

Что такое тахограф?

Тахографом называют специализированное устройство, которое устанавливается на борту автотранспортного средства и обеспечивает непрерывную фиксацию информации о скоростном режиме авто, маршруте следования, пробеге за определенный временной период, кратковременных остановках и длительных стоянках.

Устанавливается тахограф исключительно сертифицированными мастерскими, данные о которых находятся в соответствующем перечне Роскомнадзора. Установка и настройка работы оборудования самостоятельно либо с помощью мастеров, не имеющих разрешения на данный вид деятельности, не допускается – за это предусмотрены штрафные санкции.

Почему все так строго?

Данные тахографа записываются в память, не подлежат коррекции или удалению. Информация о выполнении каких-либо манипуляций с тахографом, направленных на исправление информации, сразу же фиксируется и становится доступной для контролирующих служб. На основании зафиксированных тахографом показаний можно получить информацию о периоде работы и отдыха лица, управляющего авто. Поэтому тахограф называют бортовым самописцем, а также автомобильным «черным ящиком».

На все сопрягаемые узлы прибора устанавливаются пломбы. Тахограф активируется под конкретное транспортное средство и калибруется.

Какими бывают приборы

До настоящего времени тахографы выпускались в двух вариантах – аналоговом и цифровом. Первые выводятся из эксплуатации, сегодня их использование запрещено законодательством. Такое решение властей обусловлено тем, что особенности работы аналогового тахографа допускают возможность корректировки данных.

Цифровые тахографы более совершенны. Принцип работы данных устройств таков. При запуске двигателя авто и идентификации водителя (необходимо вставить в корпус бортового самописца цифровую чип-карту) активируется датчик скорости, размещенный в трансмиссии.

Как это работает

Во время работы автотранспортного средства данные датчика поступают в интегрированную память устройства. Они сохраняются как во встроенной памяти, так и на чип-карте, которая должна находится в корпусе прибора все время, пока работает автотранспорт. По принципу работы цифровые приборы разных производителей, моделей, модификаций схожи между собой.

Рекомендуется выгружать информацию на сторонний носитель (например, в память компьютера) каждые 28 дней – таким образом вы обеспечите корректность получаемой информации. Желательно сохранять полученные тахографом данные на протяжении двух лет – они могут потребоваться для проверки контролирующими службами, решения спорных вопросов и других целей. Любые попытки вскрытия прибора или другого вмешательства в его работу скрыть невозможно, за такие действия предусмотрено административное взыскание в виде штрафа.

Зачем нужны тахографы

Тахографы собирают подробную информацию не только об основных показателях транспортного средства, но и о работе конкретного водителя. Такая информация помогает контролировать и анализировать данные о персонале, а соответственно – оптимизировать работу автопарка, минимизировать риск возникновения аварийных ситуаций.

Задач у них несколько:

  • устройство синхронизировано с навигационным оборудованием, поэтому позволяет выполнять GPS-мониторинг автотранспортных средств, получать актуальную информацию по скорости и фактическому пробегу (она считается более точной по сравнению с показаниями спидометра и одометра);
  • использование данных, зафиксированных тахографом, в качестве доказательства при решении спорных вопросов между водителем и сотрудниками ДПС или других контролирующих служб;
  • оценка эффективности работы персонала предприятия и логистических решений. На основании полученной тахографом информации владелец транспорта может строить более удобные маршруты, оптимизировать работу парка транспортных средств, а соответственно – сокращать затраты на обслуживание автотранспорта;
  • получение четкой картины расхода на эксплуатацию автотранспорта, исключение его нецелевого использования персоналом;
  • сохранность имущества предприятия – за счет более рационального управления автотранспортом. Зная, что работамашины отслеживается и контролируется, водители не будут допускать превышения скоростного режима и других нарушений.

Как работать с оборудованием

Алгоритм работы с тахографом предельно простой:

  • проверяем работоспособность прибора, наличие в принтере нужного количества бумаги;
  • вставляем чип-карту в слот прибора до характерного щелчка – это необходимо для активации бортового самописца;
  • проходим процесс аутентификации, на приборной панели загораются соответствующие кнопки, на дисплее отображаются данные лица, управляющего автотранспортным средством;
  • по завершении авторизации вводим в тахограф информацию о стартовой точке маршрута;
  • запускаем мотор.
Читайте также  Проверить автомобиль по свидетельству о регистрации ТС

В процессе движения автотранспорта все данные записываются в автоматическом режиме. По прибытии в пункт назначения или на место стоянки водитель должен:

  • ввести в тахограф данные пункта назначения (стоянки);
  • вытащить чип-карту из слота устройства.

После этого, вставляя чип-карту, необходимо указать предыдущий период как «отдых», иначе время стоянки будет зафиксировано как рабочее время, такая ошибка считается нарушением. Во время кратковременной стоянки авто можно не вынимать карту, но в тахографе следует установить режим «отдых», иначе будет фиксироваться рабочее время./

Как правильно использовать тахограф, чтобы избежать штрафов

Правила эксплуатации тахографов регламентированы законодательством. За их нарушение предусмотрена административная ответственность. Всю законодательную базу знать невозможно, однако важно запомнить несколько основных моментов:

  • транспорт не отправляется в рейс без такого приборы. Также запрещается эксплуатация машины, если тахограф неисправен. Ответственность за игнорирование этой нормы ложится как на лицо, управляющее автотранспортным средством, так и на владельца транспорта (компанию или индивидуального предпринимателя);
  • тахограф активируется непосредственно перед выездом на линию;
  • индивидуальная чип-карта водителя не передается сторонним лицам. Лицо, управляющее автотранспортным средством, не имеет права пользоваться чужим идентификатором;
  • вскрытие тахографов запрещается законом. При выявлении факта взлома пломб или иных попыток вмешательства в работу устройства представители контролирующей службы выписывают штраф;
  • водитель обязан соблюдать режим рабочего времени и отдыха в соответствии с нормированием труда. Если в рамках проверки будет выявлено превышение нормы, водитель понесет ответственность;
  • доступ к информации, зафиксированной тахографом, предоставляется сотрудникам контролирующих служб по первому требованию. Именно поэтому необходимо постоянно контролировать наличие бумаги в принтере. Целесообразно всегда держать в машине запас термобумаги;
  • устройство должно быть откалибровано в соответствии с нормативными актами. Под калибровкой подразумевают замер характеристик автотранспортного средства и настройку прибора на замеренные величины. Данную процедуру проводят сотрудники специализированной службы;
  • если прибор вышел из строя, необходимо незамедлительно обратиться в сервисную службу. Если поломка произошла на маршруте, следует вернуться на базу или доехать до места ближайшей стоянки и сразу же обратиться в сервис.

В чем польза приборов для водителей

К основным преимуществам оснащения тахографами автотранспортных средств относятся:

  • повышение ответственности водительского состава компании. Каждому водителю выдается идентификатор (чип-карта). Это дает возможность отслеживать и контролировать действия конкретного сотрудника на протяжении всего маршрута следования автотранспорта. Водитель знает, что для него действует персональная ответственность, и это его дисциплинирует;
  • повышение доходности предприятия – за счет оптимизации расходов на содержание парка автотранспортных средств риск слива топлива или использования транспорта компании в личных целях сведен к нолю;
  • юридическая страховка как персонала, так и работодателя. Данные, полученные тахографом, могут быть использованы в трудовых спорах, связанных с нормированием и оплатой труда. Ни водитель, ни его работодатель не смогут предъявить друг к другу необоснованных претензий. Кроме того, работодатель сможет оценить стиль вождения каждого наемного сотрудника, определить уровень его благонадежности и добросовестности.

И, конечно, бортовые самописцы являются источниками данных, которые используются при расследовании дорожно-транспортных происшествий. С их помощью можно объективно оценить ситуацию и установить виновных.

Закон о тахографах

Изменение правил технического осмотра!

С 1 марта 2021 года в России меняются правила технического осмотра согласно Постановлению Правительства РФ от 15.09.2020 N 1434. С этой даты будут аннулироваться диагностические карты транспортных средств, при оформлении которых не был проведен технический осмотр. Кроме того, с 1 марта 2021 года МВД вводит в эксплуатацию единую автоматизированную систему технического осмотра автомобилей с обязательным фотографированием транспортного средства до и после ТО.

Требования в части оснащения транспортных средств отдельных категорий тахографами остались неизменны: “Тахограф должен иметь настройку, проведенную не позднее 3 лет до дня представления транспортного средства на очередной технический осмотр, выводить на печать информацию о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, государственный регистрационный номер (при их наличии), номере активизированного в составе этого тахографа программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей дате и времени. Сведения о результатах поверки тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.”

Вышел новый Приказ Минтранса!

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства” вышел на смену утрачивающему силу приказу Минтранса России № 36 от 13 февраля 2013 года.

Вниманию компаний, осуществляющих перевозки пассажиров и других лиц автобусами!

С 1 января 2021 года вступают в силу новые требования к лицензированию перевозок пассажиров и других лиц автобусами. На каждый автобус помимо тахографа должна быть установлена аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Причем данные требования относятся как к компаниям, осуществляющим коммерческие перевозки, так и фирмам, которые используют автобусы для личных нужд.

Подробная информация о нововведениях содержится в Постановлении Правительства №1616 от 07 октября 2020

Вниманию перевозчиков!

С 1 ноября 2019 г. повысились штрафы для ИП и Юридических лиц на основании
ч. 2 ст. 11.23 КоАП.

✓ на водителя– от 3 000 – 5 000 рублей

✓ на должностное лицо от 7 000 -10 000 рублей

✓ на индивидуального предпринимателя от 15 000 -25 000 рублей

✓ на юридическое лицо от 20 000 – 50 000 рублей

Штраф выписывается в случаях:

– управления ТС без тахографа с блоком СКЗИ

– нарушения режима труда и отдыха водителем

– отсутствия Карты водителя

Какие документы запрашивает транспортная инспекция в случае проверки Перевозчика:

✓ распечатки данных с тахографа.

Вниманию Физических лиц, имеющих в собственности грузовые ТС свыше 3,5 т и автобусы!

В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ № 339 от 15 октября 2019 года

Изменились сроки оснащения тахографами!

Внимание Перевозчикам, обслуживающим регулярные городские перевозки изменились сроки оснащения!

С 1 июля 2020 года транспортные средства категорий М2 и МЗ, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки должны быть оснащены тахографами. (Постановление Правительства РФ от 30 марта 2019 г. № 382 ). В их числе – троллейбусы, автобусы и трамваи.

Полезно знать

Внимание Физическим лицам, имеющим в собственности грузовые ТС свыше 3,5 т и автобусы!

В cвязи с вступлением в силу поправок в ФЗ № 96 « О безопасности дорожного движения», а именно в Пункт 3 Статьи 20 с ноября 2019 года, в рамках требований, предъявляемых при эксплуатации ТС к физическим лицам, закон обяжет всех, кто управляет грузовиками свыше 3,5 т и автобусами, вне зависимости от формы собственности:

  1. Обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.
  2. Соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации.
  3. Соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

К вниманию Перевозчиков, обслуживающим регулярные городские перевозки!

С 1 июля 2020 года транспортные средства категорий М2 и МЗ, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки должны быть оснащены тахографами. (Постановление Правительства РФ от 30 марта 2019 г. № 382 ). В их числе – троллейбусы, автобусы и трамваи.

В связи с вступлением в силу 16 декабря 2015 г. Приказа Минтранса РФ № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Минтранса РФ от 21 августа 2013 года № 273», срок законности аналоговых тахографов сократился на полтора года — с 1 января 2018 года до 1 июля 2016 года..

До 1 июля 2016 года необходимо успеть переоснастить аналоговые тахографы и установить цифровые тахографы, соответствующие требованиям Приказа Минтранса № 36, и сделать карту водителя.

Сроки и порядок оснащения

Согласно требованиям Приказа Минтранса №273 от 21.08.2013 предусмотрен следующий график оснащения транспортных средств тахографами:

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, ПЕРЕВОЗЯЩИЕ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2014

АВТОБУСЫ И ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ МАССОЙ БОЛЕЕ 15 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 июля 2014

ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ РАЗРЕШЕННОЙ МАССОЙ ОТ 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 сентября 2014

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ С МАССОЙ ОТ 3,5 ДО 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2015

ВСЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ N2, N3, М2 и М3
оснащенные организациями-изготовителями ТС тахографами до 1 апреля 2014 года, и транспортные средства , оборудованные тахографами силами сервисных мастерских, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств до вступления в силу Приказа Минтранса №273 (до 28.02.2014г.).
до 1 января 2018

Транспортные средства, не подлежащие оснащению тахографами

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы» с 28.02.2014 исключены следующие виды транспортных средств:

ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ

Пассажирские и грузовые троллейбусы

СПЕЦТЕХНИКА

Автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторыв, автокраны и транспортные средства, оснащенных кранами-манипуляторами, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортныые средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, самоходные сельскохозяйственные машины, передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажных телевизионных студий;

Транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами, должны оснащаться тахографами согласно Приказу Минтранса № 16 от 28.01.2016 г.

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

— транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

— транспорт Технадзора и силовых государственных органов РФ;

— транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

— транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

СТАРЫЙ ТРАНСПОРТ

транспортные средства, включенные в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств»*;

АВТОБУСЫ

автобусы, находящиеся в эксплуатации, с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».».