Линейная норма расхода топлива на легковые автомобили

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

  • Все статьи (карта сайта)
  • Главная
  • Обратная связь

3. Нормы расхода топлива для легковых автомобилей.

Нормы расхода топлива для легковых автомобилей.

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 ∙ Hs ∙ S ∙ (1 + 0,01 ∙D),

где Qн – нормативный расход топлив, л;

Hs – базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S – пробег автомобиля, км;

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Пример.

1. Обработка путевого листа легкового автомобиля ГАЗ -31105 с двигателем ЗМЗ-4062.

Базовая норма расхода бензина – 11,5 л100 км.

Общий пробег – 460 км, из них:

— движение в городе с населением 400 тыс. жителей – 40 км (принятая на предприятии надбавка к норме – 15%);

— движение в городе с населением 220 тыс. жителей – 30 км (надбавка к норме 10%);

— движение в городах и поселках до 100 тыс. жителей – 70 км (надбавка 5%);

— движение в Москве – 60 км (надбавка 25%);

— загородная зона – 260 км, из которой 30 км приходится на пригород (снижение нормы на 7% на расстоянии 230 км);

— автомобиль эксплуатировался в январе месяце ( на предприятии зимняя норма составляет 10%.

Расход топлива составит:

а) загородная зона (дорога с усовершенствованным покрытием) 0,01х11.5 х 230 х (1+ 0,01 х (+10+ (-7)) = 27,24 л. Учитываются повышающая зимняя надбавка и снижение на хорошую дорогу.

б) город 400 тысяч. Надбавки город + зима. 0,01х11,5х 40 х (1+ 0,01 х (15+10) = 5,75л.

в) город 220 тысяч. Надбавки те же. 0,01х11,5 х 30 х (1+ 0,01 х (10+10) = 4,14 л.

г) города и поселки. 0,01х11,5х70 х (1+0,01х (5+10) = 9,26л.

д) по Москве. 0,01х11,5 х 60 х (1+0,01х (25+10) = 9,32л.

е) по пригородным зонам. Только зимняя надбавка. 0,01х11,5 х 30 х (1+ 0,01 х10) = 3,8л.

2. Второй вариант расчета. Q = 0,01х11,5 х 460 х ((1+ 0,01 х (10% зима на весь пробег + 15% город х 40460 + 10% город х 30460 + 5% города и поселки х70460 + 25% Москва х 60460 – 7% снижение х 230460) = 59,5л.

3. Выполнив подобный расчет, можно для постоянных маршрутов или для однотипных условий эксплуатации автотранспорта установить среднюю эксплуатационную норму расхода топлива. Это будет летняя и зимняя эксплуатационные нормы. В этом случае расход топлива будет определяться умножением той или иной нормы на пробег автомобиля. И не нужно будет по каждому путевому листу выполнять сложные вычисления.

4. Базовая норма расхода топлива легковых автомобилей отечественного производства приведена в таблице.

Модель, марка, модификация автомобиля Базовая норма, л/100 км Топлива
ВАЗ-2110 1,5i (BA3-21083.20-4L-1,5-71-5M) 7,4 Б
ВАЗ-2110-010 (ВАЗ-2110-4L-l,499-73-5M) 7,8 Б
ВАЗ-21102 (BA3-2111-4L-l,499-79-5M) 7,5 Б
BA3-21103(BA3-2112-4L-l,499-92-5M) 7,7 Б
ВАЗ-21104 (BA3-21124-4L-1,596-90-5M) 8,4 Б
ВАЗ-2111 (ВАЗ-2111-4L-l,499-79-5M) 7,6 Б
ВАЗ-21112-001,6 (BA3-21114-4L-1,596-80-5M) 8,3 Б
ВАЗ-21113 (ВАЗ-2112-4L-l,499-92-5M) 7,8 Б
ВАЗ-2112 (BA3-2112-4L-l,499-92-5M) 7,7 Б
ВАЗ-21140 (ВАЗ-2111-4L-l,499-79-5M) 7,9 Б
ВАЗ-21150 (ВАЗ-2111-4L-l,499-79-5M) 7,4 Б
ВАЗ-2120 (BA3-2130-4L-l,774-82-5M) 10,7 Б
ВАЗ-212090 «Бронто» брон. (BA3-2130-4L-l,774-82-5M) 12,5 Б
ВАЗ-21213 (BA3-21213-4L-1,690-80-5M) 11,5 Б
ВАЗ-21213Б брон. (BA3-21213-4L-l,69-79-5M) 12,1 Б
ВАЗ-21214-20 (BA3-21214,10-4L-l,689-82-5M) 10,9 Б
ВАЗ-21218 (BA3-21213-4L-l,69-79-5M) 11,9 Б
ВАЗ-212182 брон. (BA3-21213-4L-l,69-79-5M) 12,3 Б
ВАЗ-212300 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-2123-4L-1,69-80-5M) 10,5 Б
ВАЗ-2131 (BA3-21213-4L-1,69-80-5M) 11,3 Б
ВАЗ-21310 (BA3-2130-4L-l,774-82-5M) 11,5 Б
ВАЗ-213102 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-80-5M) 12,4 Б
ВАЗ-21312 (BA3-2130-4L-l,774-82-5M) 11,4 Б
ВАЗ-2302 «Бизон» (BA3-2121-4L-l,57-78-4M) 11,5 Б
ГАЗ-14 22,0 Б
ГАЗ-31029 (Rover-4L-l,994-140-5M) 11,5 Б
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-4021; 4021.10-4L-2,445-90-4M) 13,5 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -40200F-4L-2,445-100-4M) 13,0 Б
ГАЗ-3110 (Rover-4L-l,996-136-5M) 10,7 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4020 OM-4L-2,445-100-5M) 12,2 Б
ГАЗ-3110 (3M3-4062.10-4L-2,287-150-5M) 11,4 Б
ГАЗ-3110 (3M3-40210D; -4021-4L-2,445-90-5M) 13,0 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -402-4L-2,445-100-5M) 12,1 Б
ГАЗ-3110 (3M3-40620D-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б
ГАЗ-3110-551 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) 10,6 Б
ГАЗ-31105 (3M3-40620D-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б
ЗИЛ-41047 (8V-7,68-315-3A) 26,5 Б
УАЗ-31514 (3M3-4025.10-4L-2,445-90-4M) 16,7 Б
УАЗ-31514 (3M3-40210L-4L-2,445-81-4M) 15,5 Б
УАЗ-31514 (УМЗ-41780В-4L -2,445-76-4М) 15,8 Б
УАЗ-31514 (УМЗ-402100-4L -2,445-74-4М) 15,6 Б
УАЗ-31517 (HR492 НТА фирмы «VM»-4L-2,393-100-4M) 11,0 Д
УАЗ-31519 (УМЗ-4218.10-4L -2,89-98-4М) 14,5 Б
УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L -2,89-84-4М) 15,9 Б
УАЗ-31519 (УМЗ-4218.10-4L-2,89-98-4М) 14,9 Б
УАЗ-315195 (3M3-4090011-4L-2,693-128-5M) 13,5 Б
УАЗ-315195 Hunter (3M3-40900G-4L-2,693-128-4M) 13,8 Б
УАЗ-3153 СБА-4УМ (брон.) (УМЗ-4218.10-4L-2,89-98-4М) 16,6 Б
УАЗ-3153 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М) 15,4 Б
УАЗ-3159 «Барс» (3M3-4092.10-4L-2,7-133-5M) 16,5 Б
УАЗ-31601 (УМЗ-421.10-10-4L-2,89-98-5M) 15,3 Б
УАЗ-31604 (VM-425LTRV-4L-2,5-105-5M) 13,2 Д
УАЗ-3162 СБА 10У (брон.) (УМЗ-421.10-4L-2,89-98-4M) 16,0 Б
УАЗ-31622 (ЗМЗ-4092.10-4L-2,69-130-5M) 13,7 Б
УАЗ-3163-10 «Патриот» (3M3-40900R-4L-2,693-128-5M) 13,5 Б

Полный перечень автомобилей отечественного производства с базовыми нормами расхода топлива – в разделе 7.1. методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» № АМ-23-р от 14 марта 2008 г.

Перечень зарубежных легковых автомобилей с базовыми нормами расхода топлива – в разделе 7.2. этих же методических рекомендаций.

Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса

Норма расхода бензина — это утвержденные Минтрансом стандарты, которые используются для статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности и для расчетов себестоимости перевозок и других транспортных услуг.

Как регулируются нормативы

Для работы транспортного средства необходимо топливо. К аждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — это норма расхода топлива по маркам автомобилей. Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).

Минтранс ввел нормативы отдельным Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018). Документ устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:

  1. Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
  2. Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
    • стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
    • норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
  3. Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.

Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.

Можно ли разработать индивидуальные нормативы

Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.

Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). К аждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.

Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.

Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.

Нормативные значения утвердите локальным приказом.

Как считать

Чиновники выделили три основных понятия:

Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.

Читайте также  Иск о разделе автомобиля супругов образец

Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.

Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

Нормы расхода топлива автомобилей — таблица по маркам

Покупатели автомобилей, выбирая марку или производителя, в первую очередь обращают внимание на расход топлива.

Таблица с данными показателями очень важна, ведь в дальнейшем от данного параметра в работе двигателя зависит бюджет семьи, затраты денежных средств на эксплуатацию средства передвижения.

Кроме экономической проблемы, используемое в двигателях горючее вещество создает проблему экологическую, что особенно бросается в глаза, а точнее, бьет в нос в мегаполисах. Соответственно, чем меньшее его количество затрачивается, чем полнее оно сгорает в камерах под цилиндрами ДВС, тем меньшую концентрацию составляют его выбросы в атмосферу.

Документ о нормах расхода топлива на автотранспорте

Когда речь идет об огромной стране, в которой эксплуатируются сотни тысяч различных транспортных средств, затраты горюче-смазочных материалов превращаются в глобальную экономическую категорию, а перерасход – в проблему.

Поэтому Минтрансом РФ и были разработаны “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”.

Этот документ, регламентирующий потребление топливных материалов, обязателен для исполнения не только на государственных предприятиях.

Он рекомендован автотранспортным предприятиям, организациям, предпринимателям и другим лицам, эксплуатирующим автомобили и спецтехнику, установленную на автошасси на всем пространстве Российской Федерации, вне зависимости от формы владения.

Согласно данным рекомендациям, все автотранспортные средства делятся на 4 категории, и для них приняты следующие понятия:

  1. Базовое количество топлива в литрах из расчета на 100 км прогона для загруженных АТС или с пассажирами.
  2. Норма в литрах на 100 км прохода при ведении автотранспортных действий для спецтехники (строительной, погрузочной).
  3. Для автобуса. В нем рассматривается вес оснащения и формируемое по цели автобуса оптимальное количество людей.
  4. Самосвала, где берется в расчет вес самого грузовика с оснасткой и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5).


Но 12 или 35 литров – это среднестатистические цифры, поскольку легковые и грузовые автомобили даже внутри одной категории отличаются друг от друга.

От чего зависит расход топлива автомобиля

Затраты горючего в эксплуатации автомобиля зависят от целого ряда причин, которые условно можно разделить на автоэксплуатационные и технические.

Автоэксплуатационные причины:

  1. Определяющими являются размер двигателя и вид автотранспортного средства. Даже легковые автомобили отличаются друг от друга размерами и формой кузова, грузоподъемностью. Представительские автомашины, имеющие больший объем ДВС, затрачивают горючего больше, чем компактная 5-тиместная легковушка. Соответственно, грузовой автотранспорт также отличается габаритами и грузоподъемностью.
  2. Характер управления автомобилем. Если водитель резко тормозит или трогается с места, то горючего будет затрачено больше, чем при плавном управлении ТС.
  3. На потребление топлива влияют климатические условия и рельеф местности. В зимнее время затраты горючего увеличиваются на 10%. При езде по гористой местности расход топлива также возрастает за счет того, что подъем требует большей нагрузки на двигатель.
  4. Свойства топлива. Они должны соответствовать требованиям, заявленным производителем двигателя, несмотря на то, что А95 выделяет энергии больше, чем, к примеру, А92.

Технические причины, по которым возрастает потребление бензина и дизеля:

  1. Неисправный кислородный датчик. Проверить этот узел можно посредством компьютерной диагностики, или замеряя концентрацию окиси углерода. Неполадки датчика приводят к тому, что система вспрыска начинает подавать бензина больше требуемого.
  2. Проблемные свечи зажигания. При наличии дефектов в работающих свечах бензин сгорает частично или не сгорает совсем. Это приводит к потере мощности ДВС и увеличению расхода горючего.
  3. Увеличивают нагрузку на движок засорившиеся фильтры (топливный, масляный, воздушный).
  4. Повышенные обороты холостого хода при неверной наладке так же приводят к перерасходу топлива.
  5. Сжатие в камерах сгорания, не соответствующее заданным требованиям, влечет за собой снижение мощности двигателя.
  6. Неисправные высоковольтные провода являются причиной неполного сгорания горючей смеси. В результате, мощность движка падает и требует большего количества горючего.

Замечено также, что примерно на 10 процентов увеличивает расход топлива неисправная АКПП. Инжекторные системы вспрыска используют горючего меньше карбюраторных систем.

Но вряд ли автовладелец откажется от комфорта и удовольствий ради экономии нескольких грамм бензина.

Реальный расход топлива по маркам

Производитель указывает усредненный расход топлива двигателей, исходя из результатов, полученных на стендовых и тестовых испытаниях. А какова ситуация на самом деле?

Из этой небольшой таблицы видно, что реальный расход всегда превышает тестовые показатели практически по всем маркам автомашин. О причинах говорилось выше, и их всегда нужно принимать в расчет, приобретая транспортное средство и рассчитывая финансовые затраты на его эксплуатирование.

Линейная норма расхода топлива на легковые автомобили

Линейной называется нормативное потребление горючего, которое рассчитывается для движения автотранспортного средства без загрузки, спецустройств или оборудования, увеличивающих нагрузку на работу ДВС.

Линейный расход горючего учитывает потребление, необходимое при выполнении автотранспортного процесса, и рассчитывается в литрах на 100 км пробега.

Линейный нормативный расход топлива формируется из расчета на 100 км пробега и увеличивается для работы автомобилей:

  • в городских условиях;
  • на гористой местности;
  • в холодный эксплуатационный период.

Линейная норма потребления горючего устанавливается на каждый вид транспорта в целом, и на каждую автомобильную марку в отдельности. В нее не включается затрата топлива, связанная с внутригаражными и хозяйственными потребностями, и не связанная с перевозкой грузов или пассажиров.

Линейная норма топливных затрат для легковых автомобилей исчисляется по следующей формуле:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где:

Qн – нормативный расход горючего в литрах для заданной легковой автомашины;

HS – основная линейная нормативная затрата топлива на заданный пробег;

S – пробег транспортного средства в километрах;

D – корректирующий коэффициент: (прибавка или понижение) к установленному лимиту в процентах.

Марка, модель автомобиля Базовая
линейная норма
ВАЗ-1111 6,5
ВАЗ-2101, -21011, -21013, -21016 8,5
ВАЗ-2102, -21021, -21023 8,5
ВАЗ-2103 9
ВАЗ-21033, -21035 8,5
ВАЗ-2104, -21043 8,5
ВАЗ-2105, -21051, -21053 8,5
ВАЗ-2106, -21061, -21063 9
ВАЗ-2107, -21072, -21074 8,5
ВАЗ-2108, -2108 «Спутник», -21081, -21083 8
ВАЗ-2109 8
ВАЗ-2121, -21211 12
ГАЗ-13 20
ГАЗ-14 22
ГАЗ-М20, -М20В, -М20Г 13,5
ГАЗ-21, -21А, -21Б, -21В, -21Г, -21ГЮ, -21И, -21К, -21Л, -21М, -21НЮ, -21П, -21Р, -21С, -21СЮ, -21Т, -21ТС, -21УС 13
ГАЗ-22, -22Б, -22В, -22Г, -22Д, -22Е, -22ЕЮ, -22Н, -22НЮ 13
ГАЗ-24 13
ГАЗ-24-01 13,5
ГАЗ-24-02 14
ГАЗ-24-03 13,5
ГАЗ-24-04 14
ГАЗ-24-07 16,5 гсн
ГАЗ-24-10 13
ГАЗ-24-11 13,5
ГАЗ-24-12 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) 13,5
ГАЗ-24-12 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) 14
ГАЗ-24-13 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) 13,5
ГАЗ-24-13 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) 14
ГАЗ-24-14 13,5
ГАЗ-24-17 16,5 гсн
ГАЗ-24-25 16,5 гсн
ГАЗ-24-60 13
ГАЗ-24Т 13,5
ГАЗ-3102 (с двигателем ЗМЗ-4022.10) 13
ГАЗ-31029 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) 13
ГАЗ-31029 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) 13,5
ЗАЗ-965, -965А, -965Б, -965М, -965С 7
ЗАЗ-966, -966В, -966ВГ, -966ВБГ 7
ЗАЗ-968, -968А, -968АБ, -968АБ2, -968АБ4, -968Б, -968Б2 7
ЗАЗ-968М, -968МБ 8
ЗАЗ-968МГ 7
ЗАЗ-968МД, -968МР 8
ЗАЗ-968Р 7
ЗАЗ-969 8
ЗАЗ-970, -970В, -970Г 8
ЗАЗ-1102 7
ЗИЛ-114 24
ЗИЛ-117 23
ЗИЛ-4104 26
ИЖ-2125, -21251 10
Москвич -403, -403Б, -403М, -403Т 10
Москвич -407, -407Б, -407М, -407Т 10
Москвич -408, -408Б, -408ИЭ, -408М,-408П, -408СЭ, -408Т, -408Э, -408Ю 10
Москвич -412, -412ИПЭ, -412ИЭ, -412М,-412П, -412ПЮ, -412Э, -412Ю 10
Москвич-423, -423Н, -423Т, -423Э 10
Москвич-424, -424СЭ, -424Т, -424Э, -424Ю 10
Москвич-426, -426ИЭ, -426Т 10
Москвич-427, -427ИЭ 10
Москвич-2136, -2137, -2138, -21381 10
Москвич-2140, -21401, -21403, -21406 10
Москвич-2141, -21412 10
ЛуАЗ-969А, -969М 12
ЛуАЗ-1302 11
УАЗ-469, -469А, -469Б 16
УАЗ-315100, -315101, -31512-01, -315201 16
Читайте также  Узнать ограничения на регистрационные действия автомобиля

Таблица расхода топлива автомобилей на 100 км — скачать

Данная таблица приводится в рекомендациях Минавтотранса. По этой ссылке вы можете ознакомиться с самим документом и нормами расхода бензина и других топливных материалов практически для всех видов автомобилей.

Определить онлайн, сколько расходуется горючего, можно по калькулятору https://to178.ru/kalkuljator-rashoda-topliva-na-100-km.

Как замерить расход топлива автомобиля

В современных моделях, оснащенных навороченной электроникой, потребление топлива можно видеть на мониторе бортового компьютера, который показывает почти все параметры работы ДВС и других узлов автомобиля.

Если нет бортового компьютера, замерить и рассчитать расход топлива можно следующим способом. Залить полный бак горючего и записать в блокнот показания одометра.

После выработки примерно половины бензина, нужно снова заправить бак до верха. При этом следует проследить, сколько литров было залито в бак. Записать количество залитого бензина и километраж.

Затраченные литры делятся на километры, которые вы проездили, и полученный результат умножаете на 100. Так вы получите расход топлива на 100 км пробега.

Заключение

Конструкторы и разработчики автомобильных двигателей, наряду с увеличением мощности и улучшением работы ДВС, ставят своей задачей снижение расхода топлива. Поскольку, чем экономичнее будет под капотом движок, тем привлекательнее становится сам автомобиль для отдельных автолюбителей и владельцев автотранспортных предприятий.

На АТ предприятиях уделяется внимание контролю над расходом топлива и смазочных материалов, оптимизацией маршрутов. На автомобили устанавливаются приборы, выполняющие функцию бортовых журналов и служащие для самоконтроля водителя.

Смотрите видео, в котором разъясняется, как посчитать расход топлива, и возможные причины перерасхода:

Нормы расхода топлива автомобилей от Минтранс на 2018 год

Для расчета тех или иных расходов, связанных с приобретением и использованием горючего, должны быть аргументированные экономико-финансовые рекомендации, позволяющие списывать бензин, дизель или сжиженный газ. Прежде всего, это касается предприятий и отраслей народного хозяйства, использующих в своей деятельности транспортные средства разных видов и модификаций. Но чтобы цифры в бухгалтерских книгах не появлялись «с потолка», Минтранс РФ устанавливает необходимые нормы расхода топлива автомобилей.

В нормах потребления горючего учитывают как его тип (бензин, дизель, газ), так и количество для использования. Учет потраченного и сэкономленного топлива производят бухгалтера и экономисты, а не водители, чтобы избежать возможных махинаций. Рекомендованные распоряжением Минтранса нормы помогают организациям и автопаркам:

  • вести отчетность;
  • определять стоимость перевозок грузов или пассажиров;
  • вести расчеты с сотрудниками, пользующимися автомобилями или автобусами в служебных надобностях;
  • из данных норм определяется итhttp://rashod-topliva-na-100-km.ru/wp-admin/nav-menus.phpоговая сумма налогообложений предприятия.

Базовые нормы расхода любого горючего – это величина, отображающая среднее потребление бензина, дизеля или газа той или иной моделью машины на сотню километров преодоленного пути. При этом важно помнить, что Минтранс России рассматривает нормы расхода топлива исключительно с учетом движения транспортных средств по ровным, прямым магистралям, что на практике не всегда подтверждается ввиду возникновения нештатных ситуаций. Базовые нормы не учитывают потребления горючего на транспортных средствах с работающим двигателем при технических работах в гараже или на парковке.

Для расчета нормативного количества потребления топлива распоряжением Минтранса предусмотрена специальная формула расхода. При ее составлении учитывали тип транспорта, его индивидуальные технические параметры, вид горючего, условия маршрута, вес и способ передвижения. Также для расчета нормы потребления топлива учитывается вес транспортируемых грузов (для грузовых автомобилей) или количество пассажиров (для автобусов). Бензин, солярку и сжиженный газ измеряют в литрах, а учет обычного газа проводят в кубических метрах. Формула выглядит так:

0.01 * Hs * S * (1 + D * 0.01), где:

Hs – это норма потребления топлива, предусмотренная в технических характеристиках транспортного средства;
S – количество преодоленных километров;
D – коэффициент поправки.

Поскольку во время эксплуатации транспортных средств внештатные ситуации возникают довольно часто, в документацию приходится вносить поправочные коэффициенты. В новейшей редакции постановления Минтранса по расходу топлива, которая действует и в 2018 году, указано, что к машинам, проходящим обкатку, применяют надбавку в 10%. При работающем кондиционере прибавляют к предполагаемому расходу около 7%. Грузовым автомобилям добавляют до 10% топлива, а при транспортировании крупногабаритных грузов – до 35%. В зимний период поправочный коэффициент составляет от 5 до 20%. Новым транспортным средствам (со сроком службы не более 5 лет) добавляют 5%, старым (а также с пробегом более 100 тысяч километров) – 10%. При использовании автомобилей на дорогах с плохим покрытием в базовую норму потребления добавляют 30%, а если дорога проходит по горному серпантину, то 20%.

Чтобы определение нормы использованного горючего соответствовало реальным показателям расхода топлива, Минтранс регулярно уточняет показатели потребления для легковых автомобилей, грузовиков, тракторов и других видов транспорта. В распоряжении сотрудников министерства есть специальная таблица, в которой присутствуют названия и технические характеристики более 800 видов и моделей машин разного типа. Но на практике может возникнуть ситуация, когда для определения расхода топлива искомой марки авто, в таблице ее обнаружить не получается. В таком случае для расчета нормы потребления используют параметры, указанные производителем машины в ее технических характеристиках или утверждают собственные производственные нормативы.

В таблице, которую можно загрузить по ссылке ниже, содержится расширенный перечень моделей легковых машин, грузовиков, тракторов и автобусов отечественных и иностранных производителей и базовые нормы потребления топлива.

Важно помнить, что постановление Минтранса о расходах топлива на сто километров пройденного пути является рекомендованным, а не обязательным для всех случаев. Организации и автопарки могут самостоятельно делать расчеты потребления горючего в сторону увеличения или уменьшения, исходя из условий эксплуатации транспортных средств и вида работ.

Как самостоятельно замерить и рассчитать расход горючего

Расход топлива автомобилей едва ли не самый важный в наше время критерий выбора транспортного средства. Причин тому несколько, но самая главная, несомненно, стоимость бензина, который дорожает можно сказать на глазах. Начало этому было положено, в теперь уже достаточно далеких, семидесятых годах прошлого века.

Именно тогда грянул нефтяной кризис, цены на нефть и нефтепродукты стали расти, и останавливаться пока не собираются. А ведь были времена, когда расход топлива автомобилей в расчет не брался вовсе, ведь стоил это самым бензин копейки.

Взять хотя бы те же УРАЛы и КРАЗы, у которых расход топлива на 100 км варьируется в пределах 50 литров. Только представьте себе, сколько это стоит в наше время. А рассказы водителей, которые просто сливали бензин в землю, потому, что им необходимо было сжечь норму бензина. Не сжег — значит, не работал. Довольно трудно поверить в это в наши дни, когда остатками бензина со служебного автомобиля не торгует только тот водитель, у кого есть свой автомобиль.

  1. Что влияет на расход топлива
  2. Как рассчитать расход топлива автомобиля
  3. Наилучший вариант расчета расхода топлива
  4. Таблицы расхода по маркам автомобилей

Что влияет на расход топлива

Вообще сложно точно сказать, какой автомобиль сколько топлива потребляет. Производитель, указывая цифры, всегда берет усредненные показатели, при расчете которых берется расход топлива на трассе и в городе, так называемый смешанный режим. А ведь эти показатели могут здорово отличаться.

Читайте также  Поисковое устройство для автомобиля

Да и манера езды значит очень и очень много. Согласитесь, сложно удержаться, и плавно трогаться со светофора, когда у вас под капотом, к примеру, v-образная «восьмерка» с табуном из 300 лошадей. Тут уже не до экономии, да и автомобили такие покупают не для того, чтобы считать расход топлива. Но можете быть уверены, что тот же самый автомобиль покажет куда меньший расход топлива, при условии плавной и спокойной езды.

Время эксплуатации автомобиля, иными словами его возраст, тоже весьма существенный фактор, который влияет на аппетит железного коня. Чем больше пробег, тем больше расход. Рекомендуют на каждые 100 тысяч пробега плюсовать 5-7 % к заявленному производителем расходу. Связано это с износом деталей двигателя, кривошипно-шатунного механизма, поршневых колец.

Зима и лето вносят большие коррективы в нормы расхода. Прогрев съедает порядочно топлива, плюс работа двигателя во время непродолжительных стоянок. Там, где летом вы бы непременно заглушили двигатель, тем самым сэкономив, зимой вы, скорее всего, не станете этого делать. А если учесть, что вы пользуетесь автомобилем ежедневно и довольно активно, то за всю зиму таких необязательных стоянок накопится весьма существенное количество. Поэтому не стоит удивляться, что зимой ваш автомобиль «кушает» с куда большим аппетитом.

Постоянно возите в багажнике все, что может пригодиться, а может и не пригодится… но пусть все равно лежит? Будьте готовы к тому, что расход будет повышенным, ведь чем тяжелее автомобиль, тем больше энергии нужно потратить на его движение.

Итак, мы определили, что на расход топлива влияют такие факторы как:

  • манера и режим езды;
  • возраст автомобиля;
  • время года;
  • частота использования ТС в загруженном состоянии;
  • и ряд других.

Как рассчитать расход топлива автомобиля

Давайте выясним теперь, каким образом можно замерить и рассчитать расход топлива. Сразу вспоминается мой первый, печальный опыт замера. Научили меня ему более опытные, бывалые так скажем товарищи, и сводился он к следующему: дождись, когда загорится лампочка низкого уровня горючего, залей полный бак, засеки километраж и езди до тех пор, пока она снова не загорится. Все бы ничего, но лампочка возьми, да и не загорись… и обсох я на выезде из города, поздней ночью. Другой бы конечно перед тем, как расчет топлива затевать, и в багажник немного горючего положил, ну мало ли чего, а вот мне чайнику, это в голову как то не пришло. И пошел я пешком до заправки, километров 10 не меньше.

Поэтому считаю любой способ замерить расход, основанный на принципе «обсохнем и обсчитаем» как минимум нелепым. Да и бак сушить, при качестве нашего бензина, дело весьма рискованное. Нахватаете со дна всякой гадости, и тогда путь ваш будет лежать прямиком в автосервис, на чистку инжектора/карбюратора.

Прилаживать под капотом литровую емкость с бензином, и подключать ее вместо бензобака дело весьма муторное и хлопотное. Да и про особую точность здесь говорить не приходится, ведь тогда нужно и обратку в ту же емкость выводить. Кто не знает, обратка — это возвратная магистраль, по которой неизрасходованное топливо поступает обратно в бак.

Наилучший вариант расчета расхода топлива

Куда интересней и безопасней замерить расход следующим образом. Заливаем полный бак, проезжаем 100 км и вновь наполняем его под завязку. То, сколько бензина вы залили во второй раз, и окажется фактическим расходом топлива вашим автомобилем. Сложно подгадать маршрут так, чтобы оказаться возле заправки именно тогда, когда на счетчике будет 100 км, да и заправляться желательно на одной и той же заправке, по возможности на той же самой колонке.
Предположим, что вы проехали 115 км, и в бак у вас влезло, после дозаправки 8 литров. Формула будет следующей: литры делим на количество километров и умножаем на 100 (8/115*100). Результат покажет расход топлива на 100 км пути.
» alt=»»>

Расчет расхода топлива легкового автомобиля

Ситуация

Работник торговой организации направлен в командировку на легковом автомобиле Renault Duster 2.0i, принадлежащем организации. Автомобиль оборудован 4-ступенчатой автоматической коробкой передач (АКПП), кондиционером, работает на бензине.

В соответствии с заданием работник следовал по маршруту Минск — Жодино — Могилев — Минск.

Пробег автомобиля составил:

2) по дорогам с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенных пунктов (далее — загородные дороги):

— Минск — Жодино — 70 км;

— Жодино — Могилев — 169 км;

— Могилев — Минск — 199 км.

Приказом руководителя к линейной норме расхода топлива применяется повышение (понижение) по следующим основаниям :

Основание Увеличение нормы, % Уменьшение нормы, %
Наличие кондиционера 7,00
Перемещение по загородным дорогам 15,00
Эксплуатация в городах с населением:
— от 100 тыс. до 300 тыс.чел.; 5,00
— от 300 тыс. до 1 млн.чел.; 10,00
— от 1 до 3 млн.чел. 15,00

Учетной политикой установлено, что учет топлива ведется в литрах с точностью два знака после запятой.

Линейная норма расхода топлива

На автомобиль Renault Duster 2,0i с 4-ступенчатой АКПП установлена обязательная к применению линейная норма расхода топлива (далее — линейная норма) — 9,8 л/100 км .

Повышение (понижение) линейной нормы

К линейной норме расхода топлива применяются повышения (понижения) по отдельным основаниям . Повышение (понижение) устанавливаются приказом руководителя .

В рассматриваемой ситуации повышение линейной нормы производится при эксплуатации автомобиля :

1) в городах с численностью:

— от 100 тыс. до 300 тыс.чел. — не более 5%;

— от 300 тыс. до 1 млн.чел. — не более 10%;

— от 1 млн. до 3 млн.чел. — не более 15%;

— свыше 3 млн.чел. — не более 25%.

По данным Белстата, численность населения на 01.01.2018 составляет:

— в Минске — 1982444 чел.;

— в Могилеве — 381353 чел.;

— в Жодино — 64559 чел.

В нашей ситуации применяется повышение линейной нормы при эксплуатации автомобиля:

— в Минске (население от 1 млн. до 3 млн.чел.) — на 15%;

— в Могилеве (население от 300 тыс. до 1 млн.чел.) — на 10%.

При эксплуатации автомобиля в Жодино повышение не применяется, т.к. численность населения меньше 100 тыс.чел.;

2) оборудованного кондиционером. Линейную норму можно повысить не более, чем на 7%. Повышение устанавливается независимо от времени года и температуры наружного воздуха.

В рассматриваемой ситуации автомобиль оснащен 4-ступенчатой АКПП. При эксплуатации автомобилей, оборудованных АКПП, допускается повышение линейной нормы не более, чем на 6% . Вместе с тем для нашего автомобиля линейная норма установлена с учетом АКПП. Поэтому такое повышение не применяется.

Понижение линейной нормы производится при эксплуатации автомобиля на загородных дорогах. Такое понижение возможно не более чем на 15% .

При применении одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности .

Расчет нормируемого расхода топлива

Норма расхода топлива рассчитывается по формуле:

Рнорм — нормируемый расход, л;

Нлин — линейная норма расхода топлива, л;

Пi — расстояние, пройденное автомобилем в определенных условиях эксплуатации (пробег), км;

ki — коэффициент корректировки линейной нормы расхода топлива в этих условиях эксплуатации.

Примечание
Формула приведена из комментария к Инструкции N 141, размещенного на сайте РУП «Транстехника».

Коэффициент 0,01 применяется в связи с тем, что пробег определяется в километрах, а линейная норма установлена на 100 км.

Рассчитаем нормируемый расход топлива в рассматриваемой ситуации: