Каким имуществом является автомобиль

Движимое и недвижимое имущество в бухгалтерском учете

Хозяйственная деятельность организаций основана на использовании принадлежащего ей имущества, отражаемого в учете. С 1.01.19 движимое имущество организации, согласно поправкам в НК РФ (ст. 374-1), налогом на имущество не облагается, и поскольку данные бухучета — основа для расчета показателей НУ, критерии, определяющие движимое и недвижимое имущество, приобретают особую значимость. Проводки по учету имущества, формируя основные балансовые показатели, также являются одними из наиболее важных в БУ.

Имущество движимое и недвижимое

Минфин еще в 2013 г. в письме №03-05-05-01/5322 от 25.02.13 г. предложил при отнесении имущества к движимому (недвижимому) руководствоваться ГК РФ.

Ст. 130 определяет как недвижимое следующее имущество:

  • земельные участки и недра;
  • здания (сооружения), в том числе незавершенные строительства;
  • помещения жилые и нежилые;
  • гаражи, стоянки, машиноместа, границы которых определены в кадастровом учете.

Вопрос: Могут ли юридические лица заключить между собой договор безвозмездного пользования движимым или недвижимым имуществом?
Посмотреть ответ

Имущество признается недвижимым, поскольку его перемещение без ущерба для последующего использования невозможно. Названные выше объекты чаще всего становятся предметом БУ организаций и фирм.

Кстати говоря! К недвижимым объектам относят суда: морские и воздушные и объекты космической сферы.

ФЗ №218 от 13/07/15 г. предписывает госрегистрацию таких объектов в едином госреестре (ЕГРН).

Вопрос: Как относится объект (оборудование) к движимому или недвижимому имуществу в целях налога на имущество организаций?
Посмотреть ответ

ФНС определяет имущество как недвижимое, если оно зарегистрировано в ЕГРН, либо по документам на объект, из которых ясно, что оно прочно связано с землей, не может быть перемещено без разрушения. Остальное имущество ГК определяет как движимое. Такое имущество не нужно регистрировать в реестре.

Очевидно, в БУ многие объекты движимого и недвижимого имущества из-за разности критериев гражданского и бухгалтерского законодательства окажутся на одних и тех же счетах. Руководству фирмы придется продумать, как отделить имущество, подпадающее под налогообложение, от иного в учете, как построить учетную политику в этой сфере.

Учет движимого имущества

ВАЖНО! Договор аренды движимого и недвижимого имущества от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Из сказанного выше ясно, что движимое имущество, как его понимает гражданское законодательство, в бухгалтерском учете будет отражаться на разных счетах.

На счете 01 и корреспондирующих с ним может быть отражено следующее движимое имущество, относящееся к основным средствам:

  • машины, оборудование;
  • офисные приспособления;
  • транспорт;
  • инвентарь;
  • скот рабочий и продуктивный;
  • иные виды ОС.

Критерии учета такого движимого имущества определены ПБУ-6:

  • срок использования свыше 12 мес.;
  • последующая перепродажа изначально не планируется;
  • в будущем объект принесет доход фирме;
  • его стоимость от 40 тыс. руб.
  • Дт 08 Кт 60 (76, 10, 70) – приобретен объект движимого имущества (например, автомобиль) и отражены затраты на приобретение.
  • Дт 01 Кт 08 – зафиксирована первоначальная стоимость (ПС) актива.

Указанное движимое имущество амортизируется в БУ (способами: уменьшаемого остатка, линейным, пропорционально объему продукции, по сумме чисел лет срока пол. использования).

В НУ всего два способа амортизации: линейный и нелинейный. Как правило, чтобы максимально сблизить учет и не делать лишних проводок, применяют в обоих случаях линейный метод.

Формула помесячной амортизации: Амортизация = ПС/ срок полез. использования. Проводка начисления: Дт 20 (20, 23, 26, 29, 44 и др. «затратные» счета) Кт 02.

Аналитический учет по счету 01 должен учитывать разделение имущества, находящегося на этом счете, на движимое и недвижимое. На счете 10 в разрезе субсчетов учитывается другой вид активов, отнесенный ГК РФ к движимому имуществу: запасы, материалы (сырьевые запасы, приобретенные п/фабрикаты, комплектующие, тара, запчасти и пр.) – все ТМЦ, которые в БУ невозможно отнести к основным средствам.

Заметим, что в НУ стоимость ОС «начинается» от 100 тыс. руб., в связи с чем в учете образуются временные разницы. Для учета всего разнообразия этой группы движимого имущества широко используются субсчета. Например, тара учитывается на с/счете 4, топливо – 3.

Проводки БУ: Дт 10 Кт 60, 76, 20, 23 и пр. — поступление материалов, в зависимости от источника поступления. Иногда используется промежуточный счет 15 «Заготовление и поступление ТМЦ»: Дт 10 Кт 15. Дт 08 Кт 10 – использованы ТМЦ в строительстве. Дт 20, 26, 28, 91, 44, 94 Кт 10 — переданы в производство, на ОХР, использованы на исправление брака, проданы, списаны как недостача ТМЦ.

Кроме того, в гражданском кодексе движимым имуществом названы денежные средства, учитываемые на активных счетах 50, 51 стандартными проводками. Приход: Дт 50, 51 Кт 60, 62, 66, 67 и пр. – приход (поступление) в кассу (на расчетный счет) из разных источников. На расход кредитуются 50, 51, по дебету указывается, куда ушли средства. Деньги могут также поступать на расчетный счет из кассы и обратно, например: Дт 50 Кт 51.

Ценные бумаги (ст. 130 ГК, п. 2) учитываются в БУ в зависимости от их вида и операций. Стандартно используется счет 58, реже – иные счета БУ.

Проводки БУ (пример):

  • Дт 58 Кт 51 – приобретены ЦБ иной фирмы.
  • Дт 91 Кт 58 – проданы ЦБ.
  • Дт 76 Кт 51 – оплачена облигация.
  • Дт 76 Кт 91 – зафиксирован доход по ней и т.д.

НМА (товарные знаки, ПО, изобретения) также относят к движимому имуществу фирмы, несмотря на то что они не имеют физической формы. Характеристики НМА в остальном повторяют указанные для ОС, например, они должны использоваться более года в организации.

Проводки по ним, как и в предыдущем случае, отличаются разнообразием. Корреспонденции зависят от способа прихода НМА, способа его выбытия.

Проводки БУ (пример):

  • Дт 08 Кт 60, 76, 66 и др. – оплачены поставщикам НМА, уплачены пошлины, проценты по кредитам и пр., в связи с приобретением НМА.
  • Дт 08 Кт 70, 69, 71 и др. – НМА создан в организации.
  • Дт 04 Кт 08 – оприходован НМА.
  • Дт 20, 26 и др. Кт 05 – амортизация НМА.
  • Дт 91 Кт 04 – продан актив, отражена остаточная стоимость.
  • Дт 05 Кт 04 – списана амортизация выбывшего НМА.

Учет недвижимого имущества

Недвижимое имущество входит в состав ОС. Это:

  • здания, сооружения;
  • многолетние насаждения (кустарники и деревья);
  • участки;
  • объекты природопользования;
  • прочие объекты, согласно ГК РФ (ст. 130), являющиеся недвижимостью и требующие госрегистрации.

Проводки синтетического учета аналогичны уже приведенным для ОС. Аналитический учет организовывают таким способом, чтобы различать движимые и недвижимые ОС. Некоторые категории недвижимого имущества не амортизируются: земля, объекты природопользования. Недвижимое имущество обязательно должно быть поставлено на государственный учет (ст. 131 ГК РФ, ФЗ №218 от 13/07/15 г.).

Процедура госрегистрации и постановка на бухгалтерский учет объектов недвижимости не связаны между собой. До завершения регистрации можно отразить недвижимое имущество проводкой Дт 01 Кт 08, открыв по счету 01 отдельный субсчет, например, «ОС с незарегистрированным правом собственности», а затем перевести его на другой субсчет внутренней проводкой по 01.

Как бухгалтеру не запутаться с движимым и недвижимым имуществом

С 1 января 2019 года платить налог на имущество организаций надо только с недвижимости. Даже если его передали во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесли в совместную деятельность или получили по концессионному соглашению (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Чтобы не платить налог, нужно быть уверенным, что имущество движимое. А с этим на практике больше всего вопросов.

Трубопровод, доменные печи

Само здание и инженерно-технические коммуникации или объекты общего имущества относятся к недвижимой собственности, даже в том случае, когда учитываются как самостоятельные инвентарные объекты. В то же время отдельные инвентарные объекты не являются недвижимым имуществом, если не требуют монтажа, не могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, их демонтаж не причиняет несоразмерного ущерба их назначению. И по своему функциональному предназначению они не являются неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса.

Компании готовы спорить с инспекцией в суде, к чему относить трубопровод. Налоговики напирают на прочную связь с землей, на то что переместить трубопровод без повреждений невозможно: трубопровод – объект недвижимости. Доказать обратное не получается даже в Верховном суде (определение от 11.12.2018 г. № 305-КГ18-20539).

Уточните еще раз, безопасно ли отнести ваш объект к недвижимости на семинаре «Налог на имущество = налог на недвижимость. Новое в уплате налога на имущество организаций с 2019 года». Автор семинара – Климова Марина, независимый консультант-практик по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения и трудового права с огромным опытом консультирования. Семинар пройдет 15 марта в Москве.

Оборудование и транспорт

Включить в состав движимого имущества инвентарные объекты, входящие в состав недвижимости и функционально связанных со зданием, иногда можно. Например, когда на фундамент здания монтируется производственное оборудование (бумагоделательная машина). Это самостоятельный объект, который пригоден к эксплуатации только в составе единого комплекса по производству бумаги. Кроме того, это оборудование обычно установлено на специальном фундаменте и не может перемещаться без ущерба ему и подземным коммуникациям. Но при необходимости его можно разобрать, перевезти в другое место и смонтировать вновь. По мнению Минфина, такой станок не является недвижимым имуществом и не может рассматриваться как часть здания. Но нужно нужно обратить внимание и на фундамент. Если он, согласно технической документации, не является частью дома, то затраты на его создание увеличивают стоимость оборудования и не участвуют в расчете налога на имущество. Если фундамент указан в технической документации на здание, то он относится к недвижимому имуществу в составе объекта (Письмо Минфина от 25.02.2013 г. № 03-05-05-01/5288). Если оборудование имеет фундамент, прочно связано с землей, его невозможно переместить без нанесения ущерба – относить его к движимому имуществу неверно.

Машины тоже не недвижимость. К примеру, трактор – это транспортное средство, с землей не связано. По Гражданскому кодексу к недвижимости не относится. Тракторы гусеничные включены в третью амортизационную группу (постановление Правительства от 01.01.2002 № 1).

Еще лектор расскажет про изменения 2019 года:

  • Кто теперь будет платить налог? Почему он касается не только собственников, но и арендаторов?
  • Имеет ли квалифицирующее значение наличие зарегистрированных прав на объект?
  • Как определить кадастровую стоимость, если организации принадлежит лишь часть объект недвижимости? Как ее оспорить?
Читайте также  Какие автомобили попадают под налог на роскошь

Газоны, тротуары, заасфальтированные площадки

Газоны и тротуары, конечно никакая не недвижимость. Хоть и прочно связаны с землей, они не имеют самостоятельного функционального назначения. Их рассматривают как благоустройство того земельного участка, для которого они возведены. Суды не признают объектами недвижимости заасфальтированные площадки: укладка определенного покрытия для складирования, удобства разгрузки или его благоустройства не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены (постановления Десятого ААС от 31.01.2017г. № 10АП-18200/16).

Еще на семинаре вы узнаете, какие налоговые льготы остаются актуальными и как верно ими воспользоваться? Где ошибаются бухгалтеры? Как налоговики контролируют налог на имущество организаций?

Парковочные места

Машино-место признается самостоятельным объектом недвижимости, если является частью здания или сооружения. А также имеет границы, описанные по правилам законодательства о кадастровом учете. При этом его не нужно специально ограждать, поскольку границы определены проектной документацией здания и обозначены застройщиком или владельцем здания или места.

Недвижимые и движимые вещи

Деление вещей на движимые и недвижимые является одним из наиболее распространенных.

Понятие и признаки недвижимого имущества

Граждане, не связанные с применением закона, всегда назовут те или иные признаки, которыми характеризуется имущество любого вида.

Критерии, по которым происходит разделение этих вещей, установлены в ст. 130 ГК.

Согласно ч.1 ст. 130 ГК, недвижимым имуществом признаются земельные участки, участки недр и любые другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых в пространстве нанесло бы им несоразмерный ущерб (сооружения, здания, незавершенное строительство и другие объекты) их назначению.

Исходя из этого определения, можно установить основные особенности такого имущества.

Характеристики недвижимого имущества

Легальное понятие недвижимости подразумевает наличие следующих свойств:

  • ими по факту являются земельные участки и участки, на которых расположены месторождения;
  • прочная связь с землей. Это означает наличие конструктивных или иных особенностей, благодаря которым, объекты недвижимости занимают устойчивое положение, за счет контакта с поверхностью земельного участка. В качестве таковых могут выступать корневая система деревьев в саду или лесу, а также фундамент или сваи под зданием или сооружением;
  • невозможность перемещения объекта в пространстве без нанесения несоразмерного ущерба их назначению. Именно эта характеристика проводит различия между временными конструкциями (ларьками и павильонами), входящими в число вещей движимого типа, и стационарными зданиями и сооружениями. Если некапитальный объект можно увезти на грузовике, то с капитальным так не поступить. Даже редко встречающиеся случаи перемещения зданий связаны с тем, что во время этого, их нельзя использовать по назначению (размещать в них офисы или предприятия).

Существуют и производные особенности. Они связаны с необходимостью регистрации прав собственности на недвижимость.

Понятие и характеристики движимого имущества

В отличие от недвижимости, в гражданском законодательстве отсутствует понятие движимых вещей. Ч. 2 ст. 130 ГК применяет принцип исключения. К их числу отнесены все предметы, не относящиеся к недвижимости.

Исходя из признаков последней, можно установить особенности этой категории:

  • отсутствие стационарных конструктивных элементов, обеспечивающих прочную связь с землей. Любой предмет может находиться на поверхности, но не каждый можно сдвинуть или переместить;
  • возможность перемещения вещей в пространстве без причинения ущерба для их назначения. Более того, отдельные движимые вещи создаются для перемещения. В частности, автомобиль.

Предусмотренное законом деление позволяет определить движимое имущество как вещи, не имеющие конструктивной связи с землей и перемещаемые в пространстве без причинения ущерба их назначению.

Для отнесения к этой категории объекты должны обладать хотя бы одним из признаков.

Другой особенностью, которой обладает такое имущество, служит отсутствие необходимости регистрации прав.

Классификация движимых вещей

Существуют несколько оснований для деления таких вещей на категории.

В зависимости от определенных качеств выделяют следующие:

  • полностью оборотоспособные вещи;
  • вещи, ограниченные в гражданском обороте;
  • изъятые из оборота.

В качестве примеров третьего можно привести ряд наркотических средств, запрещенных законодательством, в качестве вторых удачным примером служит оружие. Ограничение последнего в гражданском обороте заключается в необходимости получения разрешения на его приобретение. В качестве примера вещей, не ограниченных в гражданском обороте можно привести любую повседневную покупку.

Существуют делимые и неделимые вещи. Последние характеризуются невозможностью раздела без нарушения целостности или назначения. Примером служит автомобиль. Если с него снять двигатель, его невозможно будет эксплуатировать. В свою очередь, мешок крупы можно делить на множество частей, поэтому его стоит отнести к делимым вещам.

Закон выделяет сложные вещи. Это совокупность предметов, использование которых возможно только вместе. Кроме того, такое имущество делится на главную вещь и принадлежность.

В гражданском праве выделяют однородные и индивидуально-определенные объекты.

Вторые обладают признаками, присущими только им, а первые взаимозаменяемы.

Классификация недвижимости

Основания разделения, применяющиеся при классификации объектов движимого типа, применимы и к недвижимым. Исключение составляет то, что последние являются индивидуально-определенными вещами, поскольку имеют адрес или отражены в системе кадастра.

Приведенное в гражданском кодексе деление позволяет говорить о дополнительной классификации. По ней недвижимые объекты делятся на недвижимость как таковую и на приравненные к ней объекты.

В гражданском кодексе прямо указываются следующие виды объектов:

  • земельный участок. Он становится таковым после согласования границ и отражения этой информации в кадастре;
  • участки недр. Помимо земельных участков к этой категории относятся участки водной поверхности, на которых располагается специальное оборудование;
  • здание. Критерием отнесения к таковым является постоянное подключение к инженерным сетям;
  • помещение как часть здания;
  • сооружение. Оно представляет конструкцию, выполняющую инженерные функции. Примерами могут служить капитальный забор, склад и т.д.

Этот перечень открытый и в него могут включаться другие объекты, обладающие признаками недвижимости.

Что входит в число объектов, приравненных к недвижимости

Закон устанавливает ряд категорий имущества, которые обладают статусом недвижимости.

Ст. 132 регулирует предприятие в качестве имущественного комплекса. В него входят как недвижимость, так и прочие вещи, необходимые для деятельности (товарные запасы, оборудование, финансы, интеллектуальная собственность и другие). Все это является консолидированным объектом, приравненным к недвижимости.

Ст. 133.1 установила статус единого недвижимого комплекса. Под ним понимается совокупность объединенных единым назначением объектов недвижимости, имеющих неразрывную физическую или технологическую связь. Это могут быть железные дороги, линии передач, а также трубопроводы. Также они могут быть расположены на одном земельном участке. В этом случае вся совокупность является одним недвижимым объектом.

Существует еще одна категория вещей. Хотя они фактически относятся к движимым, в гражданских правоотношениях они выступают в качестве недвижимых объектов. К этим вещам относится каждая из следующих категорий:

  • воздушные суда;
  • морские суда;
  • речные суда;
  • объекты космической инфраструктуры и техника, используемая для космических полетов;
  • иные объекты, указанные в законодательстве.

Гражданское право приравнивает их к недвижимости по причине крупных размеров и технической сложности. Другая причина носит финансовый характер. В ситуациях, когда право собственности на них зарегистрировано, такие вещи становятся более ценным предметом залогов по банковским кредитам.

Право собственности на недвижимость и движимые вещи

Содержание вещных прав на обе категории имущества идентично. Отличия проявляются в процедуре регистрации прав собственности.

В гражданском праве эти действия предусмотрены в отношении недвижимости. Ее основы заложены в ст. 131 ГК. Более детальное регулирование государственной регистрации прав осуществляется нормами одноименного закона. Он устанавливает состав представляемых документов, сроки проведения процедуры и другие важные моменты.

Причина существования такой системы заключается в обеспечении защиты прав собственников. Особенно это касается жилого фонда. Когда такая система отсутствовала, были широко распространены случаи мошенничества.

Эти нормы устанавливают момент возникновения, изменения и прекращения прав собственности. Они происходят в момент внесения соответствующих сведений в ЕГРП.

Движимые предметы не подлежат государственной регистрации. Многие отождествляют постановку автомобиля на учет и регистрацию недвижимости. На самом деле эта процедура предусмотрена в административном праве и связана с контролем за источниками повышенной опасности. Ключевым отличием от недвижимости является момент перехода права собственности.

Автомобиль с гражданско-правовой точки зрения

Статья 130 Гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации делит вещи

на движимые и недвижимые. Пункт 2 ст. 130 определяет, что движимыми вещами

или движимым имуществом признаются всякие вещи, не относящиеся к недвижимости.

А недвижимость перечислена исчерпывающим образом в п.

К недвижимым вещам (недвижимому имуществу или недвижимости) относятся: земельные

участки; участки недр; обособленные водные объекты; все, что прочно связано

с землей (т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению

невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения);

подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда; суда внутреннего

плавания; космические объекты1; иное имущество, отнесенное к недвижимым вещам

Поскольку автомобилей в этом списке нет, можно сделать вывод о том, что

гражданское законодательство относит автомобиль к движимому имуществу2 (п.

сказано в том же п. 2 ст. 130: «регистрации прав на движимые вещи не требуется,

кроме случаев, указанных в законе». Значит, недвижимость отличается от движимости

тем, что субъективные гражданские права на недвижимость по общему правилу

подлежат регистрации, без которой эти права просто не могут возникнуть, если

иное прямо не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК). В отношении движимости

действует обратная презумпция — никакой регистрации не нужно, если иное прямо

не установлено законом. Сразу отметим, что закона (именно федерального закона,

иного акта недостаточно), который предусматривал бы обязательную регистрацию

субъективных гражданских прав на автомобиль, в настоящее время нет.

регистрации мы вернемся позже.

ГК объявляет вещи разновидностью имущества, объявляя само имущество основным

объектом гражданских прав (правоотношений). Такой вывод следует из сопоставления

ст. 2 (в части предмета регулирования Кодекса) и 128 ГК.

Выделение в особую законодательную категорию понятия об объектах гражданских

прав имеет сугубо практический смысл, который раскрывается в ст. 129 ГК («Оборотоспособность

объектов гражданских прав»). Согласно п. 1 данной статьи, все объекты гражданских

прав обладают свойством оборотоспособности, т.е. могут свободно отчуждаться

или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства

(наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если только

они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Объекты, изъятые из оборота — это такие объекты гражданских прав, нахождение

которых в обороте (т.е. отчуждение или переход по иным основаниям) не допускается.

Такие объекты должны быть прямо указаны в законе.

Объекты, ограниченные в обороте (или ограниченно оборотоспособные объекты)

— это объекты гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным

участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному

Читайте также  Доверенность на переоформление автомобиля образец

разрешению. Перечень таких объектов определяется в порядке, установленном

законом (п. 2 ст. 129 ГК).

Закона, установившего перечень объектов, изъятых из оборота, в настоящее

время нет, как и установленного законом порядка определения объектов, ограниченных

Объектами каких субъективных гражданских прав могут быть вещи вообще?

Прежде всего, конечно, объектами вещных и обязательственных прав. Главное

из вещных прав возможность обладания вещами на праве собственности — прямо

зафиксировано в п. 1 и 2 ст. 209 ГК: «Собственнику принадлежат права владения,

пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему

усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия,

не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые

законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность

другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования

и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими

способами, распоряжаться им иным образом».

означает возможность собственника определять юридическую судьбу имущества,

например, хозяин вправе делать его предметом обязательства или обременения,

т. е. предметом обязательственных или ограниченных вещных прав.

Кто может быть собственником? Об этом сказано в нескольких статьях ГК,

в частности, в п. 2 ст. 212: «Имущество может находиться в собственности граждан

и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,

муниципальных образований». Причем «особенности приобретения и прекращения

права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им

в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или

юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской

Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом»

Столь подробный анализ ст. 128-130, 209 и 212 ГК, на первый взгляд, не

имеющих ничего общего с автомобилями, приводит нас к очень важному в практическом

отношении выводу. Автомобиль — это, с точки зрения гражданского права, такая

же движимая вещь (материальный предмет, созданный человеком, и ценный в силу

своих естественных свойств), как и любая иная, обычно не вызывающая столь

широкого почитания и преклонения, такая, как, например, стол, ложка, пальто,

наручные часы и т.п. Автомобили могут принадлежать на праве собственности

любому правоспособному гражданину, в том числе несовершеннолетнему и недееспособному,

могут быть завещаны, подарены, проданы, куплены, обменены, внесены в уставный

или складочный капитал юридического лица, сданы и взяты в аренду или ссуду,

заложены или иным образом обременены, сданы и приняты на хранение, могут быть

предметом фидуциарного или комиссионного поручения, предметом доверительного

управления4, объектом страхования и т.д. На автомобили, принадлежащие лицу

на праве собственности, может быть обращено взыскание, они могут быть предметами

реквизиции и конфискации, естественно, осуществляемой в порядке, установленном

Следует развеять одно распространенное заблуждение.

на автомобиль никак не связаны с наличием у лица права на управление автомобилем

(так называемые права автовождения). Гражданин может не иметь ни навыков автовождения,

ни водительских прав, но, тем не менее, вправе иметь в собственности, залоге

или на всяком ином праве любое количество автомашин любой стоимости и в любом

состоянии5. Более того, гражданин может пребывать в состоянии, когда ему в

принципе не может быть предоставлено право автовождения (несовершеннолетие,

недееспособность), однако это не является препятствием для того, чтобы быть

собственником автомобилей. И наоборот — наличие водительских прав никоим образом

не обязывает гражданина приобретать автомобиль, он вполне может использовать

свои права для езды на чужом автомобиле. Вообще никакие нарушения водителем

правил дорожного движения, в том числе и те, которые могут послужить основанием

для лишения права автовождения (неправильная парковка, проезд на «красный

свет», превышение скорости, неподчинение требованию инспектора ГАИ, игнорирование

указания дорожного знака и т.п.), не могут служить основаниями для изменения,

ограничения и тем более — прекращения субъективных гражданских прав на автомобиль.

То же самое относится и ко всем иным административным правонарушениям, связанным

с автомобилями, в частности, неуплате или недоплате налоговых или таможенных

Можно (при наличии соответствующих оснований) лишить гражданина права

автовождения (субъективного административного права) путем изъятия водительских

прав. Но запретить ездить на конкретном автомобиле лицу с водительскими правами

адекватной категории, запретить продавать данный автомобиль или иным образом

им распоряжаться, против воли собственника отогнать его на «штрафную стоянку»,

чинить фактические препятствия в пользовании (например, путем установки блокиратора

колес), подвергнуть автомобиль так называемому задержанию или изъятию нельзя

ни в коем случае. Как изъятие автомобиля, так и ограничение собственника в

пользовании и (или) распоряжении автомобилем будут в этих случаях незаконными.

Статья 301 ГК позволяет собственнику истребовать свое имущество из чужого

незаконного владения (т. е. устранить нарушения его правомочия владения),

а ст. 304 ГК — потребовать устранения нарушений иных правомочий, хотя бы и

не связанных с лишением владения.

Определившись с основами цивилистическими, перейдем к рассмотрению отдельных

положений специфического российского «автомобильного» административного законодательства

— положений, применение которых на практике грубейшим образом нарушает гражданские

права и охраняемые законом интересы, связанные с автомобилями.

Как Чехов попал в аварию

На эти, как оказалось, важные вопросы ответ дал Верховный суд в обзоре судебной практики. Это, по сути, конкретные рекомендации для всех остальных судов, как принимать решения в подобных ситуациях.

Некоторые страховые компании, а также некоторые судьи, как выяснилось, не знают, с какого момента наступает право собственности на движимое имущество, то есть автомобиль. В результате первые отказывают в выплате после аварии, а вторые поддерживают их в заблуждениях.

Итак, в апреле 2014 года в Ростове-на-Дону произошла авария. Водитель Зайцева врезалась в машину Чехова. Эксперты оценили ущерб в 105 тысяч рублей. Однако страховая виновника аварии отказала в выплате. Она сослалась на то, что автомобиль якобы не принадлежит Чехову. Согласно паспорту транспортного средства, а также свидетельству о регистрации, машина зарегистрирована в ГИБДД за другим человеком. А поэтому он не собственник машины и претендовать на выплаты не может. И это несмотря на то, что у него есть договор купли-продажи, акт приема-передачи автомобиля, а также договор ОСАГО, заключенный именно на основании этих документов, с другой страховой компанией.

В общем, страховщики горазды искать отговорки, лишь бы не платить по счетам. Однако и суд первой инстанции подтвердил справедливость их претензий. Его поддержал и суд апелляционной инстанции. Мол, машину с регистрационного учета не снимали, на новый, за Чеховым, не ставили. А поэтому не принадлежит она Чехову, несмотря на то, что он заплатил за нее деньги и получил ее в собственность согласно договору купли-продажи и акту приема-передачи.

Однако Верховный суд с таким решением не согласился. В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 223 ГК РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Иное — это недвижимое имущество. Право собственности в этом случае подлежит государственной регистрации. И только после этой процедуры, получив на руки соответствующий документ, владелец становится полновластным собственником. Но к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Кстати, к недвижимым вещам относятся также воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания. Они тоже подлежат государственной регистрации.

Однако автомобили, мотоциклы и прочее относятся к движимому имуществу. Государственная регистрация прав на них не распространяется. Регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности. То есть без регистрации автомобиль не может ездить по дорогам общего пользования. Это прописано в законе о безопасности дорожного движения. Исключения сделаны для тех, кто только что приобрел автомобиль. Для постановки на регистрационный учет им отпущено 10 суток.

Гражданский кодекс РФ и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято им с регистрационного учета. Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета. Таким образом право собственности на автомобиль возникает с момента передачи его новому собственнику на основании договора купли-продажи при подписании акта приема-передачи.

А на кого автомобиль зарегистрирован в ГИБДД — никого не должно беспокоить, кроме предыдущего собственника. Суды всего этого не учли. Поэтому Верховный суд вернул дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, чтобы решение было принято с новыми вводными.

Надо сказать, что собственник автомобиля обязан зарегистрировать машину в ГИБДД в течение 10 суток. Владение автомобилем накладывает определенные обязательства. Хотя бы по уплате налога на транспортное средство. При этом не важно эксплуатируется оно или нет.

При этом в налоговой инспекции, а также в ГИБДД договор купли-продажи и акт приема-передачи считаются документами, которые подтверждают переход права собственности. А у страховщиков почему-то нет.

Какие автомобили относятся к легковым: правила определения

Вопросы, рассмотренные в материале:

Как легковые автомобили классифицируются по классам

Какие автомобили относятся к легковым по назначению

Как определить, какой автомобиль относится к классу легковых

Разделение автомобилей по типам и видам связано с все увеличивающимся количеством и разнообразием производимых моделей. Систематизация и каталогизация старых и новых марок позволила автолюбителям составлять более полное представление об интересующей машине. Была разработана целая система классификации. Согласно ей автотранспорт делится на несколько типов по таким категориям, как назначение, размеры, виды кузова, объемы двигателя и пр. В этой статье мы ответим на вопрос, какие автомобили относятся к легковым.

Какие автомобили относятся к легковым: классификация по классам

Легковые автомобили относятся к колесному классу автотранспорта согласно общепринятой классификации, однако внутри одного класса деление весьма условно. Это связано с конструктивными особенностями машин. Есть модели, чьи признаки превращают их в «переходные» модели, некоторые же модификации и вовсе можно отнести сразу к двум и более классам.

Сами классы также влияют на то, какими легковые автомобили станут по весу, габаритам, внутреннему устройству и т. д. Лучше всего это можно пронаблюдать по росту физических параметров в рамках одной модельной линии.

Читайте также  Ответственность за управление автомобилем без прав

Также на то, какие автомобили относятся к легковым, а какие – к грузовым, влияет и государственное законодательство. К примеру, в РФ легковой называется машина с полным весом не более 3,5 т, в США вес легкового автомобиля не должен превышать уже 3,904 т (8600 фунтов). В ФРГ при переоборудовании кузова «хэтчбек» или «универсал» машину могут перевести в разряд грузовиков, если снять задние сидения, убрать ремни и закрасить задние боковые окна.

В США довольно долго любой автомобиль-внедорожник относили к грузовикам. Российское таможенное законодательство четко регулирует правила регистрации ввозимого автотранспорта с максимально допустимым весом 3,5 т: машину относят по документам к грузовой, если полезный груз по массе превышает суммарный вес пассажиров и водителя (75 кг/место), к легковой – если масса груза меньше и т. д.

В каждом государстве своя специфика классификации, по которой машину относят к тому или иному виду и типу. Нашей стране ближе евростандарты, что вполне объяснимо географическим расположением. Исторически российский рынок наполнялся преимущественно европейскими моделями. Это и повлияло на последующее формирование потребительского вкуса.

Кое-что ушло. В частности:

В РФ отсутствуют как класс так называемые (согласно американским понятиям) полноразмерные внедорожники. Официальных продаж не ведется.

Здесь не найти габаритных пикапов.

Также отсутствуют и японские легковые автомобили с малолитражными двигателями (менее литра) и турбонаддувом.

Нет скоростных австралийских пикапов.

Однако российский авторынок все равно отличается большим разнообразием. На нем представлено много классов, среди них традиционно выделяют примерно 20.

Сама классификация не имеет строгих очертаний. Она претерпевает изменения каждый раз, когда разрабатывается и выпускается в продажу новая модель машины.

Разберем, какие автомобили относятся к легковым по классам:

А – небольшие малолитражные легковые автомобили для городских поездок. Вмещают в себя –5 человек, оборудованы 2–4 дверями и есть место для небольшого багажа. Максимальные размеры хэтчбеков: длина – до 3,6 м, ширина – до 1,6 м.

В – компактный автотранспорт для городских передвижений с экономичным двигателем и передним приводом. Размеры легкового автомобиля: до 3,9 м в длину и 1,7 м в ширину.

С – сюда относится так называемый гольф-класс. Широко востребован европейскими потребителями. Размеры кузова автомобиля могут достигать 4,3 м в длину и 1,8 м в ширину.

D – класс семейного автотранспорта. Сюда относят вместительные хэтчбеки и седаны с кузовными габаритами до 4,6 м в длину и 1,8 м в ширину.

Е – к этой категории относятся комфортные, безопасные и стильные автомобили среднего и бизнес-класса. Престижны, в длину достигают 4,6 м, в ширину – 1,8 м.

F -– класс «люкс». Представительские легковые авто с размерами кузова от 5 м и более.

Классификация по типу кузова:

Седан – традиции и классика. 4 двери, отдельные отсеки для мотора и багажа.

Хэтчбек – багажник по типу «задний люк». Автомобили имеют по 3 или 5 дверей, одна из которых относится к багажному модулю.

Универсал – «семейный» автомобиль. Пассажирское и багажное отделения объединены.

Кабриолет – класс авто с мягким откидным верхом. Сюда же относят «родстер».

Кроссовер – автомобили, относящиеся к этому классу, объединяют в себе качества «универсала» и внедорожника: вместительность и проходимость.

Купе – компактные двухдверные модели с выделенным багажным отсеком.

Лимузин – автомобиль с удлиненным кузовом класса «премиум». Внутри богато отделанный вместительный салон с возможностью поднятия перегородки между пассажирским и водительским отсеком.

Буквенная классификация остальных моделей:

G1 – купейные легковые автомобили.

G2 – купейные легковушки премиум-класса.

H1 – родстеры и двухдверные кабриолеты.

H2 – кабриолеты и родстеры категории «премиум».

I – наделенные повышенной проходимостью «универсалы».

K1 – облегченные внедорожники.

K2 – внедорожники среднего типа.

K3 – тяжелые крупногабаритные внедорожники.

M – небольшие коммерческие автомобили.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Какие автомобили относятся к легковым по назначению

Качества, которыми сегодня наделены все самые востребованные (в том числе и легковые) модели, разрабатывались путем проб и ошибок. История автомобилестроения насчитывает уже более 100 лет, и все это время непрерывно идет развитие.

Совершенствование шло в следующих направлениях:

легкость в производстве;

наличие места под багаж, уровень вместимости;

пассажирский и водительский комфорт;

простота использования и управления, ценовая доступность.

В ходе «эволюции» мы получили модели, которые сегодня и относят к легковым:

от 3 до 5 дверей (от хэтчбеков и седанов до «универсалов»);

с 4-5 местами в салоне, где два обязательно спереди – для водителя и одного пассажира;

с багажным отсеком;

с одним (обычно передним) приводом.

Также автомобили классифицируют и по назначению:

Пассажирские легковые.

К этой категории относится малогабаритный автотранспорт с небольшой грузовой вместимостью, предназначенный для перевозки пассажиров по городским дорогам. Данный класс обладает низкой проходимостью, и направлять его в сторону от адаптированного дорожного покрытия нежелательно. К подклассу пассажирских можно отнести и спортивные авто.

Указанный вид легковых авто мало подходит для гонок, все направлено на обеспечение владельцу комфортного и удобного вождения. «Спортивность» автомобиля определяется широким спектром дополнений. К такому подклассу относят как рядовой транспорт со «спортивным обвесом», так и полноценные высокодинамичные версии.

Внедорожники.

Эти автомобили обладают высокой проходимостью и благодаря своей конструкции спокойно передвигаются по бездорожью. К широко востребованной прослойке относятся кроссоверы (так называемые паркетные внедорожники), которые, по сути, являются промежуточным звеном между внедорожниками и пассажирскими авто.

Проходимость таких машин по уровню выше «пассажирских», однако к полноценным внедорожникам их нельзя отнести. Кроссоверы не обладают той комплектацией, которая бы позволила им без проблем преодолевать бездорожье.

Коммерческие.

Такие легковые автомобили конструктивно изготавливаются по подобию пассажирских, но к ним не относятся. Их предназначение – малые коммерческие грузоперевозки.

Наметилась любопытная тенденция, согласно которой такие автомобили функционально постепенно возвращают к пассажирским. Например, Citroen Berlingo, относящийся к грузовому классу, со свободным отсеком 3 м3 позади передних сидений при обновлении в Multispace получил задние пассажирские сидения вместо вместительного «багажника». От традиционного «пассажирского» варианта он отличается высоким потолком и более просторным салоном.

Как определить, к какой группе относится легковой автомобиль

При покупке легкового авто для организации перед бухгалтером стоит непростая задача: выбрать номер амортизационной группы. Как его определить? Он зависит от типа, класса (для пассажирских авто), общей грузовой подъемности и предназначения (перевозка инвалидов, коммунальных спецсредств, эвакуаторов и т. д.) транспорта.

Какие автомобили относятся к легковым, а какие – нет, можно выяснить в техпаспорте. В этом документе указаны основные характеристики транспорта и без него машину просто не допустят к движению.

Чаще бухгалтеры относят автомобиль к какому-либо типу исходя из его категории, указываемой в четвертой графе техпаспорта (ПТС). Если там написано «В» – бухгалтер вписывает машину как легковую, «С» – как грузовую, «D» – как пассажирский автобус. Однако в действительности, несмотря на распространенное заблуждение, машина относится к конкретному типу не по четвертой графе техпаспорта.

К примеру, грузовое авто относят к категории «В» при весе менее 3,5 т, однако стоит немного превысить этот порог – и его занесут уже в категорию «С».

Автобусы относят к категории «В» (для транспортировки 1–8 пассажиров) и «Д» (для перевозок больше 8 человек за раз).

Для определения, к какому типу относится автотранспорт, необходимо смотреть в третью графу техпаспорта под названием «Наименование, тип ТС». Там указывают конструктивные отличия машины.

Чаще всего именно эта графа позволяет точно понять, как записать транспортное средство: отнести его к легковым или грузовым автомобилям либо к автобусам для пассажирских перевозок.

Также, помимо типа, в третьей графе указывается информация о целевом назначении транспорта: грузовые/пассажирские перевозки, инкассаторский, цементовоз, кран, санитарный или «универсал».

Если же из этого раздела затруднительно выяснить, к какому типу отнести машину, следует предпринять шаг, описанный ниже.

У каждого транспортного средства во второй графе ПТС вписано условное название (марка).

Для машин отечественного автопрома практикуется маркировка по отраслевой нормали (ОН) 025 270-66. Она определяет, какие автомобили относятся к легковым, и представляет собой документ под названием «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями».

Согласно этой системе каждая выпускаемая с отечественного завода модель получает свое буквенно-цифровое наименование. Буквы в сокращении представляют собой аббревиатуру названия предприятия-изготовителя, а цифры указывают на принадлежность машины к определенному типу, классу, говорят о номере транспорта, его модификации и типе исполнения.

К какому типу относится модель, говорит вторая цифра в наименовании. Цифра «1» обозначает легковушки, «2» – автобусы, «3» – грузовые авто с бортами либо пикапы, «4» – седельные тягачи, к «5» относятся всем известные самосвалы.

Цистерны прячутся за цифрой «6», а фургоны обозначаются числом «7» в коде. Спецавтотранспорт имеет свою цифру – «9».

Однако имеют место ситуации, когда ни третья графа, ни информация из второй графы не позволяют выяснить типовую принадлежность конкретного автомобиля. Его сложно отнести к какой-то одной категории. Так бывает с иностранными моделями, у которых наименование (марка) формируются по другому алгоритму и не имеет цифрового кода.

Тогда единственный способ выяснить, к какому типу отнести авто – это подать запрос в соответствующие органы (таможню, ГИБДД) или направить его выпустившей компании, которая имеет право на выдачу техпаспорта. Это бюджетный способ.

Можно выяснить интересующую информацию о том, к какому типу относится машина, и другим, платным способом, обратившись в НИИ, занимающийся автомобильным, автомоторным транспортом.

Однако уточнение типа машины лишь первый шаг на пути определения периода полезной эксплуатации авто. Существует ряд других факторов, которые также влияют на выбор амортизационной группы.

Где в Санкт-Петербурге купить новый автомобиль с максимальной выгодой

Компания «Авто Премиум» предлагает купить Citroen в Санкт-Петербурге с максимальной выгодой у официального дилера. Приобретая у нас любую из моделей марки Ситроен, вы получаете весь комплекс услуг:

тест-драйв понравившегося авто;

кредиты с минимальными процентами;

программа Trade-in (с выкупом вашего автомобиля);

ремонт и ТО в лучших автомастерских;

малярные работы и обработка кузова;

предоставление технической помощи на дорогах;

набор дополнительных сервисов.

Более подробную информацию можно получить на нашем сайте или узнать напрямую у менеджеров. Будем рады видеть вас в нашем салоне!