К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль

Грузовой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)

Вопрос

К какой амортизационной группе относится Грузовой автомобиль?

Ответ

Грузовые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их грузоподъемности и типа. Большая их часть относится к 3 – 5 амортизационным группам.

Данные о типе транспортного средства, объеме двигателя, разрешенной массе указываются в ПТС (паспорте транспортного средства).

Обоснование

К Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

— Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.41.111)

— Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.42.111)

К Четвертой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

— Средства автотранспортные грузовые (автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)) (Код ОКОФ 310.29.10.4).

К Пятой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

— Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.112)

— Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.113)

— Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.112)

— Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.113)

— Средства автотранспортные специального назначения (автомобили-тягачи седельные) (код ОКОФ 310.29.10.5)

— Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами (автогидроподъемники) (код ОКОФ 310.29.10.59.270)

— Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки (мусоровозы) (код ОКОФ 310.29.10.59.390)

До 2017 года

До 01.01.2017 (с этой даты изменилось нормативное регулирование вопроса):

К 3-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (Код ОКОФ 15 3410191)

К 4-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 15 3410020) кроме транспортных средств с Код ОКОФ — 15 3410191, 15 3410195 — 15 3410197, 15 3410211 — 15 3410216.

Кроме того, могут быть специализированные автомобили.

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (Код ОКОФ 15 3410195 — 15 3410197), а именно:

15 3410195 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 8 т;

15 3410196 — Автомобили грузовые общего назначения свыше 8 до 15 т;

15 3410197 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т.

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили-тягачи седельные (Код ОКОФ 15 3410210 — 15 3410216), а именно:

15 3410211 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т;

15 3410212 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т;

15 3410213 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т;

15 3410214 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т;

15 3410215 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т;

15 3410216 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т.

Рубрики:

Советуем прочитать

Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Легковой автомобиль — Большая часть легковых автомобилей относится к Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет). В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Публикации

Типовая ситуация: Амортизационная группа для автомобиля (Издательство «Главная книга», 2021)

Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?

Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н [1] сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
  • принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).

Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) — 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация (общая система налогообложения) в апреле 2020 года по окончании договора лизинга по выкупной стоимости приобрела автомобиль Toyota Land Cruiser 150 (Prado) с дизельным двигателем (объем 2,75 литра), который учитывался на балансе лизингополучателя. В акте приема-передачи по форме ОС-1 лизинговая компания указала код по ОКОФ — 310.29.10.23, 5-я амортизационная группа, фактический срок эксплуатации — 35 месяцев. Остаточной стоимости нет. Амортизация в отношении указанного автомобиля будет начисляться с использованием линейного метода.
Как организации-покупателю правильно принять к налоговому учету приобретенный автомобиль, а именно: какой указать код по ОКОФ, к какой амортизационной группе его отнести, какой срок полезного использования установить (организация будет ориентироваться на минимальный срок для соответствующей амортизационной группы)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Приобретенному организацией автомобилю соответствует код по ОКОФ 310.29.10.24. Он может быть отнесен к третьей или к пятой амортизационной группе (второй вариант менее рискованный). В рамках третьей амортизационной группы минимально возможный срок полезного использования равен 37 месяцам, в рамках пятой — 85 месяцам. Организация вправе уменьшить определенный таким образом срок полезного использования приобретенного автомобиля на срок его фактической эксплуатации до приобретения, то есть на 35 месяцев (до 2 и 50 месяцев).

Читайте также  Какие документы передаются покупателю при продаже автомобиля

Обоснование позиции:
Пунктом 1 ст. 258 НК РФ установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования (п. 3 ст. 258 НК РФ). Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация).
Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ). Это справедливо при условии, что предыдущий собственник правильно определил амортизационную группу. В противном случае налогоплательщик должен определить амортизационную группу самостоятельно (постановление АС Поволжского округа от 06.03.2015 N Ф06-21153/13 по делу N А55-4802/2014).
Для целей применения приведенных норм данные о количестве лет (месяцев) эксплуатации основного средства предыдущими собственниками, о сроке полезного использования, установленном предыдущим собственником основного средства, об амортизационной группе (подгруппе), в которую основное средство было включено у предыдущего собственника, должны иметь документальное подтверждение (постановление АС Уральского округа от 16.11.2018 N Ф09-7392/18 по делу N А71-15379/2017, письмо Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608). В частности, для этого могут использоваться данные акта о приеме-передаче объекта основных средств по форме N ОС-1 (письма Минфина России от 05.07.2010 N 03-03-06/1/448, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064109).
Таким образом, полагаем, что нормы НК РФ предоставляют налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения срока полезного использования имущества, бывшего в употреблении, ему применять:
1) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации (в соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ), как для нового объекта основных средств;
2) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации, уменьшенного на срок фактического использования всеми прежними собственниками (первое предложение п. 7 ст. 258 НК РФ);
3) исходя из срока полезного использования, установленного прежним владельцем, уменьшенного на срок фактического использования прежним владельцем (второе предложение п. 7 ст. 258 НК РФ).
Наряду с этим отметим, что в письмах Минфина России от 20.01.2020 N 03-03-06/1/2355, от 06.08.2019 N 03-03-06/1/59100 предлагаются только два из приведенных вариантов.
Поскольку нормами главы 25 НК РФ не установлено иное, считаем, что приведенные правила применяются и при выкупе основных средств, являвшихся предметом лизинга (письмо Минфина России от 22.03.2011 N 03-03-06/1/168). При этом в ситуации, когда предмет лизинга учитывался на балансе лизингополучателя, возникают неясности в применении норм п.п. 7, 12 ст. 258 НК РФ, поскольку в таком случае амортизационная группа и срок полезного использования предмета лизинга определялись лизингополучателем, а не лизингодателем (предыдущим собственником) (п. 10 ст. 258 НК РФ). Такие неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
При отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации следует руководствоваться кодами ОКОФ. Согласно ОКОФ легковые автомобили относятся к группировке «Транспортные средства». Так, для средств транспортных с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) новых предусмотрен код 310.29.10.23. Данный код был присвоен автомобилю Toyota Land Cruiser 150 (Prado) с дизельным двигателем лизингодателем. Однако, учитывая, что организация-лизингополучатель приобретает уже не новый, а бывший в эксплуатации автомобиль, считаем, что ему больше соответствует код 310.29.10.24, предусмотренный для средств автотранспортных для перевозки людей прочих.
По общему правилу легковые автомобили согласно Классификации включаются в третью амортизационную группу (код 310.29.10.2). Исключения предусмотрены для автомобилей легковых малого класса для инвалидов (код — 310.29.10.24), которые отнесены к четвертой амортизационной группе, и для автомобилей легковых большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса (код 310.29.10.24), отнесенных к пятой амортизационной группе. При этом порядок определения принадлежности автомобиля к высшему классу ни Классификация, ни другие правовые акты не устанавливают.
Суды при принятии решений относительно определения класса легковых автомобилей исходят из объема их двигателя (постановления АС Западно-Сибирского округа от 25.11.2015 N Ф04-25087/15, Девятого ААС от 01.02.2016 N 09АП-57192/15, Шестнадцатого ААС от 26.03.2015 N 16АП-2748/14, Четырнадцатого ААС от 13.07.2012 N 14АП-4458/12). При этом использование качественных характеристик считается субъективной оценкой (постановление АС Московского округа от 23.05.2016 N Ф05-6183/16). Если придерживаться данной позиции, то автомобиль Toyota Land Cruiser 150 (Prado) с дизельным двигателем объемом 2,75 литра можно отнести к третьей амортизационной группе. Однако не исключено, что налоговые органы при проверке будут настаивать на том, что данный автомобиль как автомобиль высшего класса должен относиться к пятой амортизационной группе (письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@, подробнее с данным вопросом можно ознакомиться здесь). Более безопасным с точки зрения предъявления претензий налоговыми органами, по нашему мнению, является второй вариант.
В рамках третьей амортизационной группы минимально возможный срок полезного использования равен 37 месяцам, в рамках пятой — 85 месяцам (п. 3 ст. 258 НК РФ). На наш взгляд, организация в анализируемой ситуации не лишена права уменьшить его на количество месяцев фактической эксплуатации приобретенного объекта основных средств (35 месяцев). Тогда минимально возможные сроки полезного использования в отношении приобретенного автомобиля будут составлять:
— два месяца — при отнесении автомобиля к третьей амортизационной группе;
— 50 месяцев — при отнесении автомобиля к пятой амортизационной группе.
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по аналогичным рассмотренной ситуациям нами не обнаружено.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Учет основных средств, бывших в эксплуатации. Установление срока полезного использования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Определение амортизационной группы автомобиля – к какой относятся легковые, грузовые машины, транспорт?

Транспортные средства, приобретаемые организацией, можно отнести к амортизируемому имуществу.

В связи с этим у владельцев автомобилей появляется необходимость на стадии принятия ТС к учету определять для них амортизационную группу по Классификатору основных средств.

  1. К какой относится движимое имущество?
  2. Таблица
  3. Легковое авто
  4. Грузовой транспорт
  5. Автобус
  6. Выводы

К какой относится движимое имущество?

Транспорт является основным средством с точки зрения бухгалтерского и налогового учета, так как:

  • предназначен для длительной эксплуатации;
  • конечная цель применения автомобиля – получение экономической выгоды;
  • используется в производственных или управленческих нуждах;
  • как правило, всегда стоимость превышает лимит для бухгалтерских и налоговых целей (до 40000 и от 100000 соответственно).

Если организация не планирует заняться продажей автомобилей, то машину можно принять как основное средство.

В налоговом учете для такого объекта обязательно нужно установить амортизационную группу, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования для начисления амортизации.

В бухгалтерском учете срок службы можно установить без привязки к амортизационной группе на основе планируемого периода эксплуатации и условий использования автомобиля.

При желании в бухучете можно установить срок использования, равный определенному в налоговом учете по Классификации основных средств. Законодательство это не запрещает.

Кроме того, одинаковое время службы позволит минимизировать возможные расхождения в учетной деятельности.

В Классификаторе предусмотрено 10 амортизационных групп.

Для каждой определен срок полезного использования в виде диапазона лет, в пределах которых можно выбирать любую длительность эксплуатации для расчета амортизации.

О расчете амортизации для автомобилей читайте здесь.

Транспортные средства в зависимости от их вида и целей применения можно отнести к группе со второй по пятую включительно.

Таблица

Легковое авто

Легковые автомобили можно отнести к третьей амортизационной группе, при этом для них установлен ОКОФ 310.29.10.2. Диапазон срока службы от 3 до 5 лет.

Если легковая машина предназначена для инвалидов (ОКОФ 310.29.10.24), то тогда для нее нужно устанавливать 4 группу со сроком от 5 до 7 лет.

Легковые авто с объемом двигателя от 3.5 л большого и высшего класса (ОКОФ 310.29.10.24) относятся к 5 амортизационной группе, начислять амортизацию по ним можно от 7 до 9 лет.

Грузовой транспорт

Грузовики небольших размеров с максимальной допустимой массой 3,5 тонны и меньше относятся к 3 амортизационной группе со сроком от 3 до 5 лет.

Сюда относятся грузовые автомобили как с дизельным, так и бензиновым двигателем (ОКОФ 310.29.10.41.111 и 310.29.10.42.111 соответственно).

Бортовые машины, самосвалы, фургоны, а также тягачи для полуприцепов (ОКОФ 310.29.10.4) включаются в 4 группу, для них возможен период службы от 5 до 7 лет.

К 5-й можно отнести грузовые автомобили грузоподъемностью от 3.5 до 12 тонн и выше с дизельным и бензиновым двигателем.

Автобус

В третью группу для начисления амортизации можно отнести также небольшие автобусы, длина которых не превышает 7,5 метров. Для городских малых автобусов установлен ОКОФ 310.29.10.30.111, для прочих — 310.29.10.30.119.

Автобусы средней длины до 12 м и особо большие до 24 м включительно относят к 4 амортизационной группе и устанавливают для них время эксплуатации от 5 до 7 лет.

В эту же группу попадают как городские автобусы, так и те, что передвигаются между городами – дальнего следования.

Троллейбусы также включены в 4 группу.

Автобусные поезда длиной свыше 16.5 м до 24 м включаются в 5 амортизационную группу, использовать их можно от 7 до 9 лет включительно.

Выводы

Автотранспортное движимое имущество – легковые и грузовые машины, автобусы, спецтранспорт можно включить в состав основных средств, что влечет за собой обязательное установления для них амортизационной группы в налоговом учете.

Читайте также  Условия лизинга для физических лиц на автомобиль

В соответствии с определенной группой выбирается необходимый срок эксплуатации, в течение которого будет начисляться амортизация.

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Вне зависимости от своей грузоподъемности все автомобили-самосвалы должны быть отнесены к четвертой амортизационной группе.
Однако, учитывая позицию налоговых органов и неоднородность правоприменительной практики, на наш взгляд, безопаснее включить приобретенный грузовой самосвал в состав пятой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) в том случае, если для организации возникновение дополнительного налогового риска нежелательно.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) (далее — Классификация).
Таким образом, в налоговом учёте в соответствии с Классификацией объекты основных средств распределяются по соответствующим амортизационным группам. При этом распределение по амортизационным группам производится на основании присвоенных им кодов в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ).
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).
В ОКОФ для автомобилей выделен класс 15 3410000. Согласно Классификации данный класс распределен между третьей-пятой амортизационными группами.
Из вопроса следует, что организацией приобретено транспортное средство типа «грузовой самосвал». В ОКОФ такой вид транспортного средства как «грузовой самосвал» не поименован, однако поименованы автомобили-самосвалы (коды ОКОФ 15 3410221-15 3410226).
Мы полагаем эти наименования идентичными. Идентичность данных транспортных средств определяется ключевым словом «самосвал», т.е. наличием механизма опрокидывания кузова.
При анализе положений Классификации представляется, что отнесение автомобиля к одной из амортизационных групп определяется его скоростными характеристиками и наличием дополнительных движущихся механизмов. То есть чем более скоростное транспортное средство, тем выше его годовой пробег, соответственно, выше износ шасси и двигателя*(1) и тем самым должен быть короче срок полезного использования данного автомобиля. Наличие дополнительных механизмов у автомобиля, таких как гидроподъемники, по крайней мере, не увеличивают срок службы данного транспортного средства.
Так, например, автомобили легковые подкласса ОКОФ 15 3410010, кроме автомобилей легковых малого класса для инвалидов (код ОКОФ 15 3410114) и автомобилей легковых представительского класса (коды ОКОФ 15 3410130-15 3410141), отнесены согласно Классификации к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно).
Согласно Классификации к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно) отнесен подкласс ОКОФ 15 3410020 «Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)».
Из данного подкласса выделены и отнесены к третьей амортизационной группе автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (код ОКОФ 15 3410191). В то же время автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (коды ОКОФ 15 3410195-15 3410197 и все автомобили-тягачи седельные (коды ОКОФ 15 3410210-15 3410216), относящиеся к тому же подклассу автомобилей, согласно Классификации отнесены к пятой амортизационной группе (имуществу с более высоким сроком полезного использования).
Поскольку грузоподъемность автомобиля обратно пропорциональна его скоростным качествам, из приведенного распределения автомобилей подкласса ОКОФ 15 3410020 по амортизационным группам можно сделать вывод: чем более тихоходен автомобиль, тем выше срок его полезного использования.
Отметим, что согласно Классификации вне зависимости от своей грузоподъемности все автомобили-самосвалы (коды ОКОФ 15 3410221-15 3410226) отнесены к четвертой амортизационной группе. Из этого факта можно сделать вывод, что для данного вида автомобиля не играют роли его скоростные характеристики; скорее всего, срок полезного использования в данном случае ограничен сроком службы грузоподъемных механизмов.
Таким образом, вне зависимости от своей грузоподъемности все автомобили-самосвалы должны быть отнесены к четвертой амортизационной группе.
Такой вывод поддержан примерами судебной практики.
Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 10.02.2014 N Ф05-15792/12 по делу N А40-12336/2012 рассматривался вопрос об определении амортизационной группы для транспортных средств МАN ТGА 41.480 8х4 ВВ-WW (самосвалов) грузоподъемностью 25 т. В данном постановлении было указано, что суд апелляционной инстанции необоснованно отнес предмет лизинга к пятой, а не к четвертой амортизационной группе, так как из четвертой амортизационной группы не исключены грузовые автомобили, отнесенные к категории «автомобили-самосвалы».
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 N 09АП-28607/14 подтверждено, что грузовой самосвал SHANXI SX3311DT366 относится к четвертой амортизационной группе.
В постановлении ФАС Московского округа от 14.11.2012 N Ф05-12581/12 по делу N А40-14605/2012 указано, что в соответствии с Классификацией автомобили-самосвалы относятся к четвертой амортизационной группе, в которую входит имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно (автомобиль-самосвал Вольво).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 N 15АП-934/12 судьи засвидетельствовали, что самосвал КАМАЗ-5502-053 относится к четвертой группе основных средств.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2012 по делу N А27-10607/2011 вынесено решение в пользу налогоплательщика, определившего срок полезного использования 6 лет для карьерного самосвала марки БелАЗ (грузоподъемностью от 27 до 50 тонн). Правда в данном случае срок полезного использования был определен на основании технических условий и рекомендаций завода изготовителя, а также постановления Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Такой способ определения срока полезного использования транспортного средства был выбран налогоплательщиком в связи с тем, что в Классификации карьерный самосвал марки БелАЗ не поименован.
Однако те же примеры арбитражной практики свидетельствуют, что при решении вопроса об отнесении грузового самосвала к четвертой либо к пятой амортизационной группе налоговые органы учитывают грузоподъемность этого транспортного средства.
Грузоподъемность может быть определена на основании данных ПТС, в котором среди прочих содержатся следующие данные:
— разрешенная максимальная масса в кг — цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной в качестве максимально допустимой;
— масса без нагрузки, кг — цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки (п.п. 37, 38 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (приложение N 1 к приказу МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 496/192/134)).
Согласно заданному вопросу разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 26 000 кг, масса без нагрузки — 12 400 кг. Тогда грузоподъемность рассматриваемого транспортного средства составит 13 600 кг (13,6 т)*(2).
Поскольку в рассматриваемой ситуации грузоподъемность самосвала превышает 5 т, по нашему мнению, не исключена вероятность, что контролирующий орган отнесет данное транспортное средство к пятой амортизационной группе.
Такой поворот усугубляет то, что, к сожалению, нам известны случаи, когда суды принимают сторону налогового органа и считают, что в соответствии с Классификацией грузовые самосвалы грузоподъемностью свыше 5 тонн относятся к пятой группе основных средств, со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 15.05.2012 N Ф05-4008/12 по делу N А40-59187/2011 суд пришел к выводу, что автомобиль грузовой самосвал марки Shaanxi SX 3255 DR 38 4B с учетом Классификации является автомобилем грузовым общего назначения грузоподъемностью свыше 5 тонн и относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного действия свыше 7 лет до 10 лет включительно по ОКОФ 15 3410195-15 3410197 (смотрите также постановления ФАС Уральского округа от 24.05.2013 N Ф09-2078/13 по делу N А60-24972/2012, ФАС Московского округа от 08.04.2013 N Ф05-1921/13 по делу N А40-11632/2012, от 19.02.2013 N Ф05-207/13 по делу N А40-11608/2012, от 06.02.2013 N Ф05-15792/12 по делу N А40-12336/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 N 09АП-38761/13 АП-38761/13, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 N 17АП-14432/12, Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 N 09АП-28883/12, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 N 09АП-28109/12, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 N 15АП-4654/12).
Таким образом, если организация примет решение отнести грузовой самосвал, грузоподъемность которого свыше 5 т, к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно), не исключена вероятность возникновения налогового спора. Удастся ли организации отстоять в этом случае свою точку зрения при такой неоднородности решений, выносимых судами по вопросу определения амортизационной группы для грузовых самосвалов (грузоподъемностью свыше 5 т), предугадать невозможно.
Учитывая данное обстоятельство, на наш взгляд, безопаснее включить приобретенный грузовой самосвал в состав пятой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) в том случае, если для организации возникновение дополнительного налогового риска нежелательно.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Напомним, что до введения в действие Классификации амортизацию основных средств определяли Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072. Для многих видов автомобильного транспорта нормы амортизационных отчислений устанавливались данным документом не в годовом исчислении, а в исчислении пробега.
*(2) Грузоподъемность транспортного средства определяется разницей между разрешенной максимальной массой и массой без нагрузки (смотрите, например, пп. 4.1.3 п. 4 постановления Правительства Москвы от 22.08.2011 N 379-ПП «Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы», постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.03.2012 N Ф01-791/12 по делу N А43-26598/2010).

Номер амортизационной группы для грузовиков и автобусов

Если организация приобрела автомобиль и определила его тип как грузовой или автобус, то следующим шагом для определения его срока полезного использования является выбор номера амортизационной группы. Отнесение грузовика или автобуса к той или иной амортизационной группе зависит от ряда факторов, которые рассматриваются в данной статье.

Распределяем по амортизационным группам грузовой автотранспорт

Напомню, что к грузовому автотранспорту относятся не только грузовые бортовые автомобили, но и фургоны, самосвалы, тягачи, цистерны, прицепы и полуприцепы.

Для грузовых бортовых автомобилей срок полезного использования определяется его грузоподъемностью, которую можно определить как разницу граф 14 «Разрешенная максимальная масса» и 15 «Масса без нагрузки» в паспорте транспортного средства (ПТС). При маленькой грузоподъёмности (не превышающей 500 кг) они попадут в 3 амортизационную группу (СПИ свыше 3 , но не более 5 лет).

Читайте также  Автомобили с вариатором список

К 4 амортизационной группе будут относиться:

  • бортовые грузовые автомобили, если их грузоподъёмность больше чем 500 кг, но не превышает 5 тонн;
  • самосвалы, независимо от их грузоподъемности;
  • прочие грузовые автомобили, такие как снегоболотоходы и грузовые электромобили.
  • некоторые специальные машины типа фургонов и цистерн, если они :
    • предназначены для коммунального хозяйства, лесозаготовок,
    • являются щепозвозами или автокатафалком
    • предназначены для перевозки сжижинного газа, нефтепродуктов или радиоактивных отходов

Седельные тягачи (предназначенные для буксировки полуприцепов), прицепы, полуприцепы и грузовые машины с грузоподъемностью свыше 5 тонн включаются в 5 амортизационную группу (СПИ свыше 7 до 10 лет). К этой же амортизационной группе будут относиться и специальные автомобили типа фургона, цистерны за исключением тех, что попали в 4 амортизационную группу.

Выбираем номер амортизационной группы для автобусов

Номер амортизационной группы как легкового автомобиля, так автобуса зависит от его класса. Но если класс легкового автомобиля зависит от объема его двигателя (кроме высшего класса), то класс автобуса определяется его длиной, которую можно посмотреть в руководстве пользователя автомобиля или приложении к договору на его приобретение, в котором указываются технические характеристики. Кроме того, для автобусы отечественного производства распределяются по классам в зависимости от их габаритов в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66, согласно которой заполняется графа ПТС «Модель, марка ТС». Первая цифра модели автобуса и будет обозначать его класс.

Если габаритная длина автобуса не превышает 5,5 метров, то он относится ко 2 (особо малому)[1] классу. Чтобы автобус можно было отнести ко 3 (малому) классу, его габаритная длина должна быть в диапазоне от 6 до 7,5 м. Автобусы 2 и 3 класса входят в 3 амортизационную группу со сроком полезного использования от 3 до 5 лет.

Модель УАЗ 2206- является автобусом малого класса, так как вторая цифра модели, определяющая тип транспортного средства «2», т. е. автобус, а первая цифра (класс) указывает его принадлежность к особо малому классу. Такой микроавтобус амортизируется от 3 до 5 лет.

Средние и большие автобусы занимают место в 4 амортизационной группе. Они амортизируются свыше 5 и до 7 лет. Согласно Отраслевой нормали , если автобус имеет габариты от 8,5 до 10м, то он относится к 4 (среднему) классу, а автобус размерами от 11 до 12 м — к 5 (большому) классу. В тоже время ОКОНХ предписывает относить к средним автобусам те, чья длина от 8,5 до 9 м, а к большим, если их размеры от 10,5 до 12 м.

Кроме автобусов 4 (среднего) и 5 (большого) класса к 4 амортизационной группе относятся прочие автобусы , к которым отнесены санитарные автобусы и автобусы с электродвигателем. Таким образом, если в графе 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС предназначение автобуса указано как санитарный, или графа 12 «Тип двигателя» содержит указание на оснащение его электродвигателем, то его необходимо амортизировать от 5 до 7 лет.

Важное уточнение : автобусы распределяются по амортизационным группам согласно их габаритным размерам, но для прочих автобусов не ограничений по размерам не предусмотрено. В результате, если например, размеры санитарного автобуса не будут превышать 7,5 м — то он попадает только в 4 амортизационную группу. А если размер санитарного автобуса или автобуса, оснащенного электродвигателем, будет превышать 12 м, то не исключено, что инспектора будут настаивать на включение его 5 амортизационную группу со сроком полезного использования от 7 до 10 лет, к которой относятся автобусы 6 (особо большого класса) с длиной от 16,5 до 24 м.

Нестандартный автобус: что делать?

Наибольшую сложность вызывает определение амортизационной группы для автобусов, чья длинна не укладывается в «прокрустово ложе» габаритных размеров. Например, если автобус имеет длину от 7,5 и до 8м. или от 12 до 16 м., то споров о том, к какой амортизационной группе они должен относиться, избежать вряд ли получится. Ведь автобусы этой длины не отнесены ни к одному классу, ни в Отраслевой нормали, ни в ОКОНФ.

Модель ПАЗ 3204 имеет длину 7,6 м, согласно буквенно-цифровому обозначению он является автобусом малого класса. В тоже время для отнесения его к малому классу его длина не должна превышать 7, 5 м.

Если вы сторонник более консервативного подхода, и не готовы к прениям с налоговыми органами, то исходя из ограничения, уставленного как в отраслевой нормали, так и ОКОНФ, автобусы имеющие длину свыше 7,5 и до 8 м., безопаснее относить к 4 (среднему) классу и амортизировать более 5 лет.

Но этот автобус можно учесть и в 3 амортизационной группе, ориентируясь на 11 статью НК РФ, которая предусматривает, что термины отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговый кодекс не содержит положений, которые позволяют определить класс автобуса. В тоже время для предприятий производящих автомобили в Отраслевой нормали ОН 025270-66 установлена система их классификации и обозначения. Следовательно опираясь на систему обозначения, установленную в отраслевой нормали, это автобус можно отнести его к малому классу и амортизировать не более 5 лет.

К сожалению, автобусы иностранного производства, не имеют цифрового обозначения класса в наименовании его модели. Наиболее вероятно, что налоговые органы будут требовать чтобы «нестандартные» по размеру автобусы были отнесены к более высокой амортизационной группе.

Поделитесь в комментариях: с какими трудностями при определении срока полезного использования автобусов и грузовых автомобилей приходилось вам сталкиваться?

Прочитать как определить тип автомобиля можно здесь . Узнать что влияет на срок полезного использования легкового автомобиля здесь . Посмотреть стоит ли госпошлину включать в первоначальную стоимость основного средства можно тут.

[1] Согласно «Классификации и системы обозначения автомобильных транспортных средств», приведенной в приложении № 3 к Распоряжению Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», обозначение классов автобусов начинается с цифры 2. В письме Минюста России от 21.09.09 № 03-2609 этим распоряжением Минтранса РФ предписано руководствоваться в целях организации эксплуатации транспортных средств.

4 ответа в Номер амортизационной группы для грузовиков и автобусов

какой срок амортизации автобуса IVECO Turbo- DAILY 45С13V дизель 2006 г.в.,эксплуатация с 2007 г.20 мест.?могу ли я расчитывать на наиболее больший срок службы,чем отечественные автобусы?чем мне это можно будет аргументировать для интересующихся органов местной власти?заранее спасибо.

Добрый день, Светлана.

Я не могу дать Вам конкретную рекомендацию для определения срока полезного использования IVECO TURBO DAILY 45C13V, поскольку в вопросе недостаточно информации.

Например, нет данных о том, какой тип транспортного средства указан в ПТС: «автобус» или какое-то иное транспортное средство; какая категория указана в ПТС; габаритные размеры данной модели транспорта (если в ПТС указан автобус); месяц и год приобретения, у кого приобрели: физического или юридического лица, число месяцев фактического использования предыдущими собственниками, в каком техническом состоянии находится автомобиль, сколько времени организация планирует его эксплуатировать и др.

Я не представляю какие органы местной власти могут заинтересоваться нормами амортизации, поэтому смогу ответить на Ваш вопрос только исходя из общих норм налогового и бухгалтерского законодательства.

СПИ в налоговом учете

Срок полезного использования автобуса (в строке 3 ПТС указан тип транспортного средства «автобус, микроавтобус», в строке 4 ПТС указана категория «Д») определяется исходя из того, к какой амортизационной группе он относится. На выбор амортизационной группы влияет габаритная длина автобуса, которою можно посмотреть в технической документации на автомобиль. К сожалению, Вы не указали в своем вопросе габариты автобуса IVECO TURBO DAILY 45C13V, поэтому я могу только предполагать, что его габаритные размеры от 5,5 до 7,5 м, т.е. он относится к 3 амортизационной группе со сроком полезного использования от 3 до 5 лет.

При определении амортизационной группы «происхождение» автобуса (отечественное или иностранное) значение не имеет. Но в пределах амортизационной группы Вы можете установить различные сроки полезного использования для отечественных и иностранных автомобилей. На мой взгляд, обосновать разницу в сроках полезного использования отечественного и иностранного автомобиля, например, можно заключением экспертов, осуществляющих ремонт и/или эксплуатацию, накопленной статистикой использования (для организаций имеющих большой парк различных автобусов и эксплуатирующих его достаточно длительное время).

Если я правильно поняла, то Ваша организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации с 2007 года. Для основных средств, бывших в эксплуатации, предусмотрено, что они включаются в состав той амортизационной группы, в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ). Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая бывшие в употреблении объекты ОС, в целях применения линейного метода начисления амортизации по ним вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущими собственниками. Количество лет эксплуатации предыдущим собственником должно быть документально подтверждено предыдущим собственником этого имущества. Если документальное подтверждение числа месяцев эксплуатации у предыдущего собственника отсутствует, то уменьшение срока полезного использования в налоговом учете не производится, норма амортизации устанавливается в общем порядке как для новых ОС.

Если автобус полностью самортизирован на момент его приобретения, то срок полезного использования нужно определять с учетом требований безопасности и других факторов (см. абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ, Письма Минфина РФ от 09.02.2011 N 03-03-06/2/29, от 05.07.2010 N 03-03-06/1/448). Поскольку бухгалтер не обладает специальными знаниями и навыками для оценки состояния автомобиля, в течение которого его использование может считаться безопасным, то для того, чтобы определить СПИ на автобус, бывший в эксплуатации, я порекомендовала бы обратиться к техническим специалистам.

Суды настаивают еще и на том, чтобы при определении СПИ учитывать срок возможного использования основного средства в деятельности организации в дальнейшем, его способность приносить доход и технические характеристики (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/3272). Срок ожидаемого использования можно подтвердить

Таким образом, документально подтвердить СПИ автобуса, бывшего в эксплуатации, поможет заключение технических специалистов, а также внутренние документы, из которых можно установить планируемый срок его использования (обоснование приобретения, служебные записки, расчет окупаемости и др.).

СПИ в бухгалтерском учете

Поскольку срок возможного (ожидаемого) использования является одним из основных критериев для определения срока полезного использования в бухгалтерском учете (п.20 ПБУ 6/01 и в бухгалтерском учете может использоваться Классификация ОС, включаемых в амортизационные группы в целях исчисления налога на прибыль (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), то считаю, что СПИ автобуса, бывшего в эксплуатации, может быть одинаковым как в бухгалтерском, так и в налоговом учетах (при условии, что Ваша организация может представить документы, подтверждающие срок полезного использования у предыдущего собственника).

Доброго времени суток. Я пишу диплом и мне нужно рассчитать амортизацию автобуса Mudan MD6122.