Объединение земельных участков находящихся в аренде

Объединение земельных участков находящихся в аренде

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Два земельных участка были предоставлены в аренду в 2017 году с разрешенным видом использования «отдельно стоящие усадебные жилые дома с участками, с возможностью содержания и разведения домашнего скота и птицы». В настоящее время арендатор обратился с заявлением об объединении этих участков и установлении вида разрешенного использования вновь образованному земельному участку в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования — для ведения личного подсобного хозяйства.
Противоречит ли это ЗК РФ?

1. В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 11.2 ЗК РФ. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (ч. 1 ст. 11.6 ЗК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Подпунктом 5 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка, являющегося исходным, в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок предоставлен юридическому лицу для комплексного освоения территории.
Таким образом, из приведенных выше правовых норм следует, что запрета на объединение земельных участков, находящихся у лица на праве аренды, земельное законодательство не содержит. Однако такое объединение возможно при условии соблюдения требований к образуемым земельным участкам, предусмотренным ст. 11.9 ЗК РФ и нормативам градостроительных регламентов (п. 8, 9 ст. 1 ГрК РФ).
Рекомендуем ознакомиться с судебной практикой, отражающей особенности формирования данных земельных участков, а также частные случаи невозможности такого объединения, смотрите, например: постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2018 г. N 08АП-9900/18, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2019 г. N Ф04-6921/18 по делу N А46-5420/2018, апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2014 г. по делу N 33-6729/14; постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N 3463/13; апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 18 марта 2015 г. по делу N 33-3995/2015.
2. В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее — Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ЕГРН, о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:
— градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;
— разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана);
— акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);
— вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения).
Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ (смотрите письмо Министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2019 г. N 13791-ОГ Об определении вида разрешенного использования образуемого земельного участка).
В связи с изложенным полагаем, что в рассматриваемом случае вид разрешенного использования образуемого земельного участка должен соответствовать виду разрешенного использования исходных земельных участков.
3. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п. 12, 13 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Как видно из указанных положений, законодатель разграничивает процедуру изменения разрешенного использования земельного участка (данная процедура регулируется ст. 37 ГрК РФ) и процедуру установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору (данная процедура регулируется п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
По нашему мнению, орган местного самоуправления на основании заявления правообладателя земельного участка может установить соответствие видов разрешенного использования родительских земельных участков коду 2.2. для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540. Полагаем, что только в этом случае образование земельного участка с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства будет соответствовать требованиям действующего законодательства.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

27 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Объединение земельных участков

Когда два (или несколько) смежных земельных участка соединяются в один, в официальном государственном кадастре появляется новый участок, а объединенные смежные перестают существовать как объекты недвижимости.

Понятие объединения земельных участков

Когда два (или несколько) смежных земельных участка соединяются в один, в официальном государственном кадастре появляется новый участок, а объединенные смежные перестают существовать как объекты недвижимости. Право собственности на новый участок предоставляется собственнику исходных участков, а если исходные участки принадлежали разным людям, то эти люди будут иметь новый объединенный участок в общей собственности.

Читайте также  Договор аренды автомобиля на безвозмездной основе образец

Необходимо учитывать, что по Земельному кодексу РФ объединение земельных участков, предоставленных в собственность на бессрочном праве использования, пожизненно унаследованного владения или по праву безвозмездного пользования разным лицам, не допускается, но если всеми этими участками владеет один человек, то он вполне может объединить их по своему желанию.

Условия объединения земельных участков

В законодательстве отдельно оговорены требования, предъявляемые к исходным участкам, в частности:

  • кроме их смежности, границы следует установить в соответствии с нормативными государственными актами;
  • на этих территориях должны быть с должной точностью закреплены характерные точки. Если окажется, что точность ниже, чем требуется по нормативам, потребуется дополнительно уточнить граничные точки такого участка;
  • объединяемые участки должны принадлежать к одной земельной категории. В некоторых случаях, когда собственник нового участка будет сам выбирать вид его использования, это правило может быть нарушено;
  • исходные участки должны территориально располагаться в одинаковом населенном пункте (муниципальном образовании);
  • если планируется объединение земельных участков, которые предоставлены в бессрочное пользование, унаследованы в пожизненное владение или находятся в срочном безвозмездном пользовании, они должны иметь одного правообладателя;
  • при объединении участков должна сохраняться допустимость использования расположенных на них объектов недвижимости;
  • образование новых участков не должно вызывать на местности недостатков, препятствующих охране земель и их рациональному использованию: вклиниванию и вкраплению, изломанности и чересполосице, а также нарушать требования,
  • установленные в Земельном кодексе России и федеральном законодательстве.

Кроме того, законодательство отдельно оговаривает требования к максимальному пределу размеров земли, что должно соблюдаться и для новых территорий.

Решение собственника о соединении земельных участков в один

Если владелец желает произвести объединение земельных участков, принадлежащих ему, в одну территорию, то ему не обойтись без помощи специалистов, чтобы выполнить все правила, указанные в нормативно-правовых актах, но и воплотить при этом все собственные идеи. Ведь в каждом случае могут появиться законодательные нюансы проведения такой процедуры.

Для произведения объединения земельных участков в любом варианте понадобится провести предварительное межевание, которое является, по сути, совокупностью работ, в которые, кроме прочего, входит вызов работников кадастровой службы на место для проведения геодезических замеров оборудованием с использованием спутников и фиксирования границ нового участка межевыми условными знаками.

По итогам проведенной процедуры составляется межевой документ (план), соответствующий нормативам, прописанным в законодательстве.

Кадастровая регистрация объединенного участка

После проведения кадастровых работ и составления межевого плана можно переходить к юридическому оформлению регистрации нового участка в ГКН. При этом должны быть соблюдены положения, перечисленные в Законе о кадастре (ФЗ № 221-ФЗ), а именно:

  • внесенные в кадастр сведения об новообразованной территории вначале являются временными;
  • все существующие ограничения (а также, обременения и сервитуты) первоначальных участков (если они не возникли вследствие подписания договоров) в отношении нового участка сохраняются в аналогичном объеме;
  • если новому участку не был по установленным правилам присвоен адрес, в ГКН указывается подробное описание его расположения.

Если говорить о получении землей адреса, то удобнее заниматься этим после того, как будут закончены геодезические работы, но еще до начала процесса постановки на кадастровый учет, поскольку это занимает у владельца новой территории меньше времени. Однако по законодательству не запрещено присваивать новому участку адрес после проведения его кадастровой регистрации.

Окончательно закрепленным с юридической стороны объединение участков становится, когда проходит государственная регистрация права собственности на новый участок, а органы учета, получив сведения о ее проведении, закрепляют за ранее раздельными участками состояние «архивных».

Процедура объединения земельных участков и документы для ее оформления

Для объединения земельных участков, каждый из них должен быть официально зарегистрирован в ГКН, а также в реестре собственности на объекты недвижимости. Регистрация должна быть подкреплена соответствующей документацией. Объединяемые участки должны иметь одинаковое целевое назначение и общие черты.

Перечень необходимых документов:

  • Документы о праве собственности (государственный акт о праве владения (пользования), договор аренды, свидетельство) и наличие кадастрового номера.
  • Документы, подтверждающие появление собственнических прав (договор купли-продажи, свидетельство о праве унаследования, договор о дарении, мене или пожизненном содержании, решение исполнительных властей или суда, а также местного совета, распоряжение администрации и т.д.).
  • Личные документы собственника (пользователя) участка: гражданам — копия паспорта (первая и вторая страница и прописка) и кода ИНН; юридическим лицам — свидетельство про регистрацию, копия Устава и свидетельства плательщика налога и справка из ЕГРПОУ.
  • Если участок застроен, то документы, подтверждающие, что у строений есть зарегистрированные собственники.
  • Для земель, не имеющих сельскохозяйственного назначения, — справка о подтверждении адреса.

Если участок расположен в черте садового участка, то потребуются документы от его руководителей (справка с номером участка, акт садового общества, свидетельство, подтверждающее регистрацию, копии Устава, удостоверения плательщика налогов, справка садового общества из ЕГРПОУ).

Порядок объединения участков будет проходить следующим образом:

  • написание у нотариуса заявления о согласии с объединением, подписание договора с землеустроителями;
  • изготовление документации, ее согласование;
  • получение выписки из ГКН и свидетельства о праве собственности.

Объединение смежных земельных участков с разным видом использования и участков, находящихся в муниципальной собственности

Объединение таких участков, даже если они смежные, в законодательстве запрещено. Сначала их нужно привести к одному виду использования, а это возможно только в тех случаях, если:

  • границы новообразованных территорий не будут пересекать существующих границ муниципалитетов или населенных пунктов;
  • объединенный участок не приведет к недопустимости разрешенного использования уже построенных объектов;
  • объединенный участок не нарушит требований государственного законодательства и не сделает существующие участки изломанными, а также подверженными вклиниванию, вкрапливанию или другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию территории или защите природы.

Участки, находящиеся в собственности муниципалитета, согласно Земельному кодексу РФ, подлежат только перераспределению, поэтому соединение для них недоступно.

Аннулирование объединения земельных участков

Согласно Федеральному закону о кадастре (№ 221-ФЗ), удаление из ГКН сведений об объединенном земельном участке возможно, поскольку при постановке нового участка на учет в кадастр, по законодательству, вносятся временные сведения, которые являются таковыми до того момента, как права на образованный объект будут зарегистрированы в официальном порядке или же по истечении пяти лет со дня постановки объекта на учет.

После этого снятие участка с учета возможно только тогда, когда он является преобразуемой недвижимостью и в соответствии законодательству, решение об его образовании может быть аннулировано.

Стоимость объединения участков

Точно назвать сумму, в которую может обойтись процедура соединения земельных участков, не сможет ни один специалист, если не будет владеть информацией о конкретно ваших участках и ситуации с документами и другими сведениями о том, что нужно будет сделать. Существует несколько критериев оценки стоимости кадастровых услуг, как, например:

  • сложность предстоящих работ;
  • площадь объектов;
  • доступность подъезда автомобильным транспортом;
  • дополнительные затраты на оказание сопутствующих услуг;
  • наличие или отсутствие каких-либо документов.

После того, как на место будет осуществлен выезд специалиста кадастровой службы, он сможет более детально оценить объем предстоящих работ и назвать вам точную (или ориентировочную) цену, которую потребуется заплатить за проведение подготовки ваших участков к кадастровой регистрации.

Объединение земельных участков находящихся в аренде

При объединении земельных участков у собственника исходных участков возникает право собственности на образуемый земельный участок. Если исходные участки принадлежали нескольким собственникам, то на образуемый участок у них возникает право общей собственности. Образование нового участка путем объединения земельных участков, принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Если один из объединяемых земельных участков обременен залогом, то право залога будет распространяться на весь образуемый участок, если иное не установлено соглашением сторон.

Для объединения земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо:
— Убедиться, что земельные участки относятся к одной категории земель и имеют одинаковый вид разрешенного использования. Данная информация указывается в свидетельстве о государственной регистрации прав, выданном до 15.07.2016, либо выписке из ЕГРН (до 01.01.2017 — ЕГРП), удостоверяющей государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Если объединяемые земельные участки имеют разную категорию и (или) вид разрешенного использования, необходимо перевести их в одну категорию и один вид разрешенного использования. На этом же этапе следует подсчитать, не будет ли вновь образованный земельный участок превышать предельно допустимый размер участка, который устанавливается местным законодательством. Также необходимо иметь в виду, что объединение участков фактически возможно, если они находятся в одной территориальной зоне и в одном населенном пункте.
— Обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания объединяемых земельных участков.
Межевание — это работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Для проведения межевания нужно получить акт согласования границ участка с соседями, которые должны быть надлежащим образом извещены о проведении такого согласования. Если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, то количество актов согласования должно соответствовать количеству таких участков. Кадастровый инженер установит границы образующегося земельного участка и составит межевой план.
В договоре на выполнение кадастровых работ может быть предусмотрена обязанность кадастрового инженера по помещению подготовленного им межевого плана в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав.
— Подготовить документы. Для кадастрового учета и регистрации права собственности потребуются, в частности, следующие документы:
— заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации;
— соглашение между собственниками об объединении участков;
— правоустанавливающие документы на исходные земельные участки, если право на участки ранее не было зарегистрировано в ЕГРН. В случае помещения межевого плана в электронное хранилище в заявлении можно указать идентифицирующий номер межевого плана. В таком случае его представление не потребуется.
При представлении заявления посредством личного обращения заявитель предъявляет паспорт, а его представитель — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия.
За регистрацию права собственности на вновь образованный земельный участок необходимо уплатить госпошлину. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления Росреестр возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения.
Размер госпошлины при регистрации права собственности на земельный участок составляет:
— 350 руб. в отношении участка, предназначенного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также участка с равнозначным видом разрешенного использования либо участка из категории земель сельскохозяйственного назначения иных видов разрешенного использования;
— 2 000 руб. — в иных случаях.
При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7.
Подать документы в Росреестр. Заявление и необходимые документы представляются заявителем в Росреестр одним из следующих способов:
— непосредственно через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме;
— почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
— в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.
Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить.
Срок проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляет 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов Росреестром, а в случае представления заявления и документов через МФЦ — 12 рабочих дней. Течение срока государственной регистрации начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов.
Одновременно с кадастровым учетом и регистрацией права собственности на новый участок будет осуществлено снятие с кадастрового учета и зарегистрировано прекращение прав на исходные земельные участки.
О ходе оказания услуги (например, о поступлении информации об уплате госпошлины, проведении регистрации) вы можете быть уведомлены посредством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона.
По истечении указанного срока вы получите выписку из ЕГРН, которая может быть направлена вам в электронной форме.

Читайте также  Типовой договор аренды земельного участка сельхозназначения

Как объединить земельные участки в один: с двумя кадастровыми номерами, находящиеся в собственности, находящиеся в аренде

Объединить земельные участки в один общий имеют возможность только лишь те лица, которые по закону являются их владельцами. Для осуществления такого «слияния» необходимо произвести конкретные кадастровые работы. Кроме того, для объединения участков необходимо поставить на учет новые обрадовавшиеся единицы земли, и не забыть зарегистрировать их в государственном реестре. Объединить можно только смежные между собой земельные наделы.

Определение понятия «объединение участков»

Каждый земельный надел обладает своими характеристиками. Он имеет свою собственную границу, площадь, относится к определенной категории и виду, который разрешает вести ту или иную деятельности на земле. Такие характеристики имеются у каждого без исключения земельного участка, так как только таким образом можно различить между собой все земельные наделы, и при необходимости идентифицировать их.

Процесс «слияния» двух земельных участков — это процедура, которая предусмотрена законодательством.

Она имеет свои отличительные нюансы, среди которых:
  1. Участки, которые при покупке существовали как отдельные, но были законно объединены, утрачивают свои самостоятельные функции.
  2. Образованные в процессе слияния новые земельные наделы наделяются четкими границами.
  3. Процесс объединения может проводить лицо, являющиеся владельцем сразу двух участков, а также разные лица. На завещающей стадии слияния земельных наделов, собственниками которых являлись два разных человека, регистрируется долевая форма собственности.
  4. При слиянии двух участков за ними сохраняются их конкретный вид и категория.

На практике чаще всего процесс объединения совершает лицо, которое является собственником двух участков, граничащих между собой. Такой вариант не предусматривает оформление долевой собственности.

Как начать процесс слияния двух земельных наделов

Для того что объединить два участка, в первую очередь необходимо обозначить их границы. Сделать это возможно при выполнении кадастровых работ, в ходе которых создается и закрепляется план, обозначающий образование одного участка.

Весь процесс объединения участков можно описать пошагово:
  1. Владелец двух смежных участков либо разные собственники граничащих между собой земельных наделов, принимают решение объединить их.
  2. Происходит обращение к специалисту по межеванию земель, который начнет проведение необходимых работ — обозначит границы участка, каковой планируется создать из двух смежных.
  3. Владелец или владельцы двух участков согласовывают границы своих участков с инженером, и составляют акт.
  4. Составляется и изготавливается соответствующий план.
  5. Происходит обращение в государственный реестр.
  6. Образовавшийся в процессе объединения новый участок ставится на учет.
  7. Регистрируются права собственности.

Оформление границ участка происходит на основе тех данных, которые были предоставлены владельцам участков, участвующих в процессе слияния. Эти данные при регистрации вносятся в Росреестр. В том случае, если земля не была отмечена в кадастровом учете, а это возможно, если они были приобретены до наступления 2013 года, либо являются собственностью муниципального фонда, их регистрация произойдет при процессе объединения. Как только кадастровый инженер обозначит границы нового участка, они подлежат согласованию с владельцами недвижимости. В том случае, если процесс согласования сопровождается проблемами, то есть, кто-то из участников процесса объединения не желает обозначить границы, либо же недоволен ее размерами, разрешить проблему может суд.

ВАЖНО . Но если противоречий не возникло, все участники процесса слияния подписывают соответствующий акт, который прикрепляется к межевому плану. Именно этот план принято считать основанием для подачи прошения зарегистрировать свои права на имущество и поставить его на учет. Это отмечено в Федеральном законе No218-ФЗ, а именно в его 14 статье.

Содержание данного закона включает в себя описание всех основных критериев недвижимости, а именно ее размер, определенные границы, а также ориентиры, указывающее на местность и прочее. Акт об оформлении границ, должен в обязательном порядке включать в себе, те данные, которые внесены в Росреестр, иначе земельный надел не будет поставлен на учет.

Объединение нескольких земельных участков в один в 2021 году

Необходимость объединения двух или большего количества земельных участков возникает нередко. Она может быть вызвана желанием увеличить рыночную стоимость объекта недвижимости или планами строительства большого по площади жилого дома.

Ответ на вопрос, как объединить земельные участки, содержится в двух статьях Земельного кодекса — ст. 11.2 и ст. 11 .6. Некоторые принципиально важные моменты процедуры регламентируются положениями №218-ФЗ (датирован 13 июля 2015 года), определяющем порядок госрегистрации объектов недвижимого имущества. В статье рассматривают основные правовые аспекты объединения участков земли, включая обязательные условия, требования к наделам и последовательность предпринимаемых действий.

  • 1 Понятие и особенности мероприятия
  • 2 Обязательные требования для начала объединения
  • 3 Порядок объединения
    • 3.1 Шаг №1. Оформление решения/соглашения об объединении
    • 3.2 Шаг №2. Межевание участков
    • 3.3 Шаг №3. Постановка объединенного участка на учет в кадастре и регистрация права собственности
    • 3.4 Шаг №4, дополнительный. Присвоение почтового адреса
  • 4 Возможные проблемы и правовые нюансы процедуры

Понятие и особенности мероприятия

Под объединением земельных участков понимается слияние двух или большего количества наделов в один, имеющий большую площадь. Мероприятие сопровождается регистрацией нового объекта недвижимости.

При объединении земельных участков необходимо учитывать три важных правовых нюанса:

  1. Исходные объекты теряют самостоятельный статус, который получает объединенный надел земли.
  2. Решение об объединении принимают исключительно собственник участков или собственники, если их несколько. В качестве владельцев могут выступать как юридические, так и физические лица.
  3. Объединение наделов не изменяет категорию и разрешенный вид землепользования.

Обязательные требования для начала объединения

Далеко не все участки могут быть объединены. Возможность осуществления мероприятия предусматривает обязательное выполнение нескольких условий. Каждый из объединяемых участков должен соответствовать следующим требованиям:

  • состоять на кадастровом учете. Если объект недвижимого имущества не включен в ЕГРН, он не может принимать участие в объединении. Сначала потребуется внести его в кадастр;
  • иметь определенные границы. Подобные участки выделяются на публичной карте, ведением которой занимается Росреестр, желтой подсветкой;
  • относиться к одному виду и категории разрешенного землепользования. Не допускается объединение участков в том случае, если один из них предназначен для ИЖС, а второй – для ЛПХ;
  • быть смежными. Наличие общей границы объединяемых участков – еще одно обязательное требование.

Важно отметить еще один юридический нюанс. Разрешается объединение участков, находящихся не в собственности, но в праве пожизненного владения или бессрочного пользования. Дополнительное условие – наделы должны быть предоставлены одному физлицу.

Порядок объединения

Юридически грамотный ответ на вопрос, как объединить земельные участки, предусматривает последовательное выполнение четырех этапов. Три из них относятся к обязательным, а последний осуществляется по желанию владельца. Каждый из этапов необходимо рассмотреть отдельно.

Шаг №1. Оформление решения/соглашения об объединении

Первая стадия процедуры объединения. Включает составление исходного документа, в качестве которого выступает либо решение единственного владельца объединяемых участков, либо соглашение собственников, если их несколько. Во втором случае распределение долей происходит по договоренности заинтересованных сторон. Оно в обязательном порядке указывается в оформляемом соглашении.

Шаг №2. Межевание участков

Второй обязательный этап рассматриваемой процедуры. Необходимость оформления нового межевого плана на объединенный участок не вызывает сомнений, так как документ требуется для постановки объекта на кадастровый учет.

Читайте также  Договор субаренды офиса между юридическими лицами образец

Оформлением межевого плана занимается кадастровый инженер. Выбранный для выполнения работ специалист должен соответствовать трем требованиям:

  • состоять в соответствующей СРО;
  • получить профильное высшее образование;
  • иметь действующее свидетельство о подтверждении квалификации.

Взаимоотношения с кадастровым инженером оформляются в виде договора со специализированной организацией, в штате которой он состоит. Для составления контракта от владельцев объединяемых земельных участков требуется предоставить комплект документов, включающий:

  • паспорта для удостоверения личности владельцев;
  • соглашение или решение об объединении (если земля принадлежит разным владельцам/одному собственнику);
  • правоустанавливающую документацию на землю;
  • межевые планы и другую кадастровую документацию на исходные участки земли.

Шаг №3. Постановка объединенного участка на учет в кадастре и регистрация права собственности

В сегодняшних условиях два мероприятия, вынесенные в подзаголовок, реализуются одновременно. От владельца или владельцев объединенного участка требуется подача одного общего заявления. Документ подается либо в местное подразделение Росреестра, либо в МФЦ. В последнее время аналогичную возможность предоставляет портал Госуслуги.

Законом о госрегистрации недвижимости предусмотрена следующая процедура:

  • подача заявления вместе с комплектом сопутствующих документов;
  • выдача одному из заявителей расписки о приеме документов с указанием даты выдачи после регистрации;
  • предоставление заявителю выписки из ЕГРН, подтверждающей право собственности на новый земельный участок и его постановку на кадастровый учет.

Срок реализации мероприятия – 12 рабочих дней или 2 календарные недели. Перечень документов, которые прилагаются к заявлению, включает:

  • паспорта, удостоверяющие личность владельцев или их доверенных лиц;
  • межевой план на вновь созданный объект недвижимости (предоставляется в электронном формате);
  • решение собственника или соглашение владельцев на объединение;
  • правоустанавливающая документация на исходные надели земли.

Для получения готовых регистрационных документов необходимо предъявить паспорт, подтверждающий личность заявителя, и расписку о подаче документов. Важно отметить, что со второй половины 2016 года не используются свидетельства о регистрации прав собственности. Вместо них применяется выписка из ЕГРН.

Шаг №4, дополнительный. Присвоение почтового адреса

Необходимость в присвоении почтового адреса возникает в том случае, если на объединенном участке планируется построить жилой дом. В данной ситуации заблаговременная реализация мероприятия сэкономит время в будущем.

Порядок получения почтового адреса земельным участком достаточно прост. Владелец направляет соответствующее заявление либо непосредственно в муниципальные органы власти, либо через МФЦ. Для оформления документа используется бланк установленной формы. На рассмотрение заявления отводится 18 рабочих дней, по истечении которых муниципалитет присваивает земельному участку почтовый адрес.

Возможные проблемы и правовые нюансы процедуры

Предусмотренную законодательством процедуру объединения земельных участков сложно назвать простой и легко реализуемой на практике. Более того, необходимо учитывать такую немаловажную особенность российской правовой базы, как частое внесение изменений.

Именно поэтому для получения ответа на вопрос, можно ли объединить земельные участки, целесообразно обращаться к профессионалам. Тем более – если речь идет о нестандартной ситуации, например, когда земля находится в аренде или бессрочном пользовании.

Грамотный специалист даст четкие рекомендации, которые будут заключаться в следующем. В первом случае решение об объединении имеет право принимать исключительно владелец, то есть арендодатель. А во втором объединение участков возможно, если оба они предоставлены одному физическому лицу.

На практике нередко встречаются ситуации, подобные описанным выше. Разобраться в хитросплетениях российского земельного законодательства самостоятельно далеко не просто. Учитывая важность и ценность такого актива как земля, не имеет смысла экономить на приглашении грамотных специалистов.

Относительно небольшие средства, вложенные в сотрудничество с профессионалами, окупятся за счет грамотного и оперативного оформления прав собственности на объединенный участок земли. Важным бонусом становится отсутствие проблем в будущем, например, при продаже, обмене, наследовании или оформлении залога на объект недвижимости.

ВС РФ против формальностей в земельных отношениях и интересный подход к аренде

Определение ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 306-КГ15-8301 лишь чуть-чуть обсуждалось на zakon.ru (блог Давида Арамисова), объем дискуссии, к сожалению, невелик: то ли действительно нечего обсуждать (с чем я не согласен), то ли среди 12-ти дел данного обзора внимание на рассматриваемое определение практически никто не обратил.

Не вдаваясь в детали общих собраний собственников земельных долей и историю появления земельного участка с кадастровым номером 16:32:000000:1597, хочу отметить вопрос, который встал перед ВС РФ: что происходит с правом арендатора земельного участка при образовании из данного земельного участка других земельных участков?

Конечно, и я, и вы, и ВС РФ знаем о п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ:

– в предыдущей редакции: «В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими»;

– в действующей редакции: «В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов)».

Но с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела ВС РФ дал данным нормам расширительное толкование (и не только им), а именно:

1) Ранее заключенный договор аренды не прекращает свое действие в отношении земельного участка, образованного в результате выдела

Я тоже удивился, но: «В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов). * Указанная норма направлена на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях, а не напротив, на прекращение арендных отношений в силу предусмотренного в ней обстоятельства, как посчитал суд кассационной инстанции. * При этом суд также не учел, что эта норма права, как и нормы Гражданского кодекса не содержит прямого указания на прекращение действия ранее заключенного договора аренды в отношении земельного участка, образованного в результате выдела».

С одной стороны, меня в таком выводе абсолютно всё смущает. Как минимум, речь идет о вновь образованном объекте недвижимости (земельный участок, образуемый в результате выдела). Это самостоятельный объект недвижимости, который имеет уникальный кадастровый номер, уникальные характеристики и формально никакого отношения уже не имеет к измененному в результате выдела земельному участку.

Ведь так-то согласно п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ при выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Таким образом, договор аренды одной вещи сам по себе в договор аренды двух иных вещей превратиться не может. А «право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков» – это все-таки право на заключение договоров.

С другой стороны, может, есть над чем задуматься, вместо споров о «вещная/обязательственная» и безусловного поклонения государственному кадастру недвижимости (физически-то часть земной поверхности осталась той же частью земной поверхности, лишь формально представляя собой два объекта).

2) Регистрационные действия по внесению в ЕГРП записи об обременении правом аренды вновь образованного земельного участка должны осуществляться Росреестром одновременно с государственной регистрацией права собственности на данный земельный участок

ВС РФ продолжает позицию, изложенную ранее, и устраняет в ЕГРП разрыв между образованием нового земельного участка и заключением арендатором с его собственником нового договора аренды.

Причем приходит к такой правовой позиции через:

а) аккуратную аналогию с залогом (через ссылку на постановление Пленума ВАС РФ): «Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.02.2011 N 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге» были даны разъяснения по применению статьи 11.8 Земельного кодекса в случае обременения такого земельного участка ипотекой. Пункт 10 постановления предусматривал, что ипотека как обременение сохраняется в отношении каждого из земельных участков, образованных при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, если иное не предусмотрено залогодателем и залогодержателем. При этом внесение в ЕГРП записи об ипотеке каждого из земельных участков, образованных при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, осуществляется регистратором без представления отдельного заявления и уплаты государственной пошлины»;

б) интересную для толкования норму из Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 5 ст. 22.2): «Одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки».

В общем, это, конечно, не пленум ВАС РФ по аренде, но нонформализм судей ВС РФ меня удивил.